Первую неделю Великого поста (чистую седмицу) венчает воскресный день (16.03), который в Синаксари («собрании», особом повествовании, где собраны наиболее важные события, касающиеся сущности праздника) называют «неделей Православия».
Посылом к установлению празднества явилось историческое событие, относящееся к 842 году «от императора Византийского Михаила, царицы Феодоры и патриарха Константинопольского Мефодия» – победа над иконоборчеством, и как следствие – «восстановление святых и честных икон», а в целом – как торжество Православия. Напомним, что в активные годы «иконоборческого движения» наряду с иконами жглись иноческие обители, монастырское имущество отбиралось, церковные здания превращались в склады. И хотя в IX веке победа Православия была общей, но она ещё не стала окончательной (что придёт согласно Апокалипсису апостола Иоанна лишь в Судный день). Наглядные (и опять же, исторические) свидетельства чему – Великий раскол Церкви в Петровскую эпоху (начало XVIII века), события Великой французской революции (конец XVIII века), церковные погромы после октябрьского Переворота в России (XX век)…
Праздник этот, отмечаемый первоначально греко-византийской церковью, перешёл (по наследию) в церковь русскую. Несмотря на ряд претерпеваемых с годами изменений, было и есть в праздновании неизменное. Это вынос икон для поклонения (в частности, в Троице–Сергиевой лавре выносятся в этот день из ризницы Лавры старинные иконы, кресты и другие святыни и располагаются на особых подставках вдоль иконостаса Царских врат Троицкого храма). Это молитвенное благодарение Богу за торжество Церкви над ересью с изъявлением послушания Церкви и исповедания истинной веры. Это провозглашение анафемы еретикам (правда, с конца XIX века публично уже не произносится, но ранее раздавалась по церквам анафема русским раскольникам, жившим при Алексее Михайловиче (Тишайшем) и Петре Алексеевиче (Великом), бунтовщикам и изменникам — как-то: Гришке Отрепьеву, Стеньке Разину, Емельяну Пугачёву, Ивану Мазепе и др.; кстати, в начале XX века за еретичество был предан анафеме и Лев Толстой…). Это возглашение защитникам и покровителям Церкви живым – многая лета, а умершим – вечная память. Всё перечисленное входит в Чин православия, что проводится в этот день после Литургии.
Ещё этот день именуют «сборным воскресеньем». Так как была традиция – собираться в этот день священникам на ежегодный епархиальный сбор у епископа.
И ещё одной особенностью дня было выставлять в церковных притворах воззвание с приглашением к пожертвованиям на миссионерское дело (по определению Святейшего Синода 1887/88 г.г.), проводился так называемый «тарелочный сбор» на распространение православия в империи. Причём, собранные во время Поста эти пожертвования сосчитывались особо и отсылались благочинным, те, в свою очередь, – в Миссионерское общество, а оно, причислив их к суммам своего запасного капитала, сообщало о том в Совет Православного Миссионерского общества. Так было. А в самый «праздник Православия» по завершении службы священники произносили поучения о миссионерском деле (они печатались как образцы в «Церковных ведомостях»).
Ну а мы сегодня, пусть и не помня (не зная) этих или иных исторических и теологических «изысков» праздника, всё же особо вспоминаем в этот день о необходимости неустанного внутреннего борения с заблуждениями и сопутствующими их искушениями. И ещё должны помнить, что неизменным залогом в этой борьбе всегда есть и будут Любовь и Милосердие, и именно они помогут нам не впасть в трудные минуты жизни в ожесточение, злобу и отчаяние.
В.Волин