29 ноября - день памяти апостола и евангелиста Матфея.
Ещё его звали Левий, сын Алфея, родом из Назарета. Он был мытарем, т.е. сборщиком налогов. В те времена мытари относились к категории презренных и ставились обществом на одну планку с распутными женщинами. Их нередко публично изгоняли из храмов или вообще не допускали в Дом Божий. Они не могли свидетельствовать в суде. Почти отверженные. Они собирали налоги для римского кесаря с процентом - для себя. Так что любое повышение налогов воспринималось людьми как жадность мытарей - увеличивают свою долю (так проще), ну а отсюда и отношение...
Проживал Левий в Капернауме (другое название - селение Наума, или село утешения). Капернаум. О нём стоит сказать особо. Ведь здесь поселился Иисус после того, как оставил Назарет. Позже он стал называться Его город. Многие события, описанные в Новом Завете, связаны с Капернаумом.
Здесь Господь уплатил подать на храм, исцелил тёщу Петра (будущие апостолы Пётр и Андрей жили в этом же городе), лежавшую в горячке, вылечил расслабленного, изгнал в синагоге нечистого духа. Многие записанные притчи и беседы связаны с этим городом и его окрестностями (включая знаменитую Нагорную проповедь). В городе, стоящем на перекрестии торговых караванных и морских путей, Иисус встретил и призвал Матфея.
Евангелист Лука описал праздник, устроенный Матфеем в честь его призвания: «Сделал для Него Левий в доме своём большое угощение; и там было много мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».
По вознесении Господа и сошествии Святого Духа Матфей долгое время проповедовал Благую весть в Палестине иудеям. Потом отправился к другим народам. Но перед уходом из Палестины иудеи попросили Матфея записать для них то, что он проповедовал устно. Так через 8 лет после Вознесения появилось первое Евангелие, состоящее из 28 глав и названное именем автора.
Это первое Евангелие имело ряд особенностей. Во-первых, исходя из первоначальной задачи -убедить иудеев, что Иисус Назарянин - Мессия, на котором исполнились все ветхозаветные пророчества. Потому и предваряет его подробнейшее родословие Иисуса Христа. Во-вторых, Матфей описывает события, которые не записаны у других евангелистов. И, в-третьих, что придаёт особую документальную значимость этому тексту, это то, что описываемые события -не дела давно минувших дней, ещё были живы свидетели произошедшего, которые могли уличить евангелиста во лжи, если бы это имело место. Значит, было!..
Закончил Матфей свою жизнь около 60 года н.э. Сведения о конце его апостольского земного пути также двояки, как и обо всей его миссионерской деятельности. По одним данным он принял мученическую смерть -был сожжён в Эфиопии, по другим - отошёл к Господу с миром.
Ну а святой Матфей может по этому поводу и о себе сказать: пусть и своей кончиной, но мне удалось призвать хотя бы одного грешника к покаянию. Кто скажет, что этого мало?..
В.Волин