Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
15.12.2007 Выпуск 1987 | Россия | В.Волин
Череда искушений

С 28 ноября по 6 января - это дни Рождественского или Филипповского поста. Второе название связано с тем, что начинается он от дня памяти апостола Филиппа (см. «П» №89 от 24.11.07). Ну а первое название определено тем, что венчает пост Рождество Христово (7 января). Так как длится этот пост 40 дней, то он имеет ещё одно название - четыредесятница. А в просторечии эти дни называют Филипповнами.

Известен же этот пост был ещё с первоапостольских времён. Упоминание о нём оставил Лев Великий (IV век), отметив, что тогда он имел значение жертвы за собранные плоды. А продолжительность его в 40 дней - по примеру Моисея и Иисуса, постившихся накануне важных вех своей земной жизни, -было временем очищения перед знаменательным событием, которым в конце концов явилось Рождество Христово.

Вообще, дни воздержания были и в более ранних верованиях - в иудаизме, манихействе, греческой религии. В христианстве пост - это, прежде всего, время внутреннего очищения и благочестивых размышлений. Наряду с однодневными постами (еженедельно - среда, пятница), были определены четыре многодневных поста. В1166 году Константинопольский собор установил систему постов в православии, определив каждому своё место и продолжительность. Так и повелось.

На первом месте по величине и строгости - Великий пост (7 недель; до праздника Пасхи). Затем - Рождественский (40 дней; до Рождества). Петров пост в летнюю страду (июнь - июль) - от Троицы до дня апостолов Петра и Павла, длящийся от 8 до 42 дней (в зависимости от дня Пасхи, с которой связан и день Святой Троицы). И Успенский пост -две недели; с 13 до 28 августа (дня Успения Богородицы). Так что общая продолжительность постных дней в году выходила «на круг» порядка 200 дней. (Может, это было одним из условий, почему в старину не было массовых проблем с избыточным весом, столь характерных дню сегодняшнему?)

Внутреннее духовное очищение сопровождается в пост и определёнными ограничениями в пище, которым следует(или не следует; это уже по вере, пристрастиям и возможностям) христианин. Уже упомянутым соборным определением было установлено, что Устав о пище в Рождественский пост совпадает в общем с Уставом Петрова поста. Так, в частности, было предписано, что до дня святителя Николая (19 декабря) дозволяется употреблять рыбу (кроме понедельника, среды и пятницы). За пять дней до окончания поста строгость его усиливается, достигая апогея в сочельник (6 января), когда наши предки отказывали себе в приёме пищи вообще (сегодня мы назовём это разгрузочным днём). Но, в который раз напомним себе, что прежде чем идти на «желудочные жертвы», необходимо получить как минимум две консультации - от вашего лечащего врача (мало ли каким хворям подвержен ваш организм, с которыми надо избирательно ограничивать себя в еде или нельзя ограничивать вообще — к примеру, тот же диабет); а имея на руках врачебное предписание - получать уже благословение на пост у своего духовного отца (или священника своей церкви). Вот тогда-с Богом!

Рождественский пост, в отличие от тех же летних постов, что недолговременны и, как говорится, ко времени, имеет ряд особенностей, по которым его можно назвать искусительным постом.

Во-первых, время этого поста -начало зимы (впрочем, у нас она устанавливается как правило ещё за месяц до него). На Крайнем Севере к этому присовокупляется начало полярной ночи. Непростое, как известно, испытание для любого организма. Только одни вроде как и не замечают перемен (что, впрочем, не умаляет силы климатического прессинга и на них), а вот другие реагируют весьма чутко, а зачастую-болезненно. И, казалось бы, вот самое время для усиленной поддержки организма, а на календаре-пост...

Во-вторых, сбивает календарное смещение. И получается, что встречаем мы Новый год по григорианскому счислению, и на нашем гражданском календаре (называем его новым стилем, не забыв ещё «пассаж большевиков», сделанный в феврале - марте 1918 года) это 1 января. А по церковному календарю, отстоящему назад по юлианскому счислению на 13 дней (старый стиль), ещё продолжается Рождественский пост, усиливаясь по строгости по мере его завершения. (Потому и православное Рождество выпадает у нас на «странную» дату нового стиля - 7 января, в то время как старый стиль этого дня - 25 декабря -всё ставит на свои места.) Вот и получается, что пируем мы во время поста. И как тут не искуситься?

Можно, конечно, поспешить обвинить церковников в реакционной упёртости: дескать, ну что им стоит отказаться от юлианского календаря и перейти в общепринятому, григорианскому. Но здесь не всё так однозначно. Наглядный и выразительный пример тому ежегодное чудо - возжжение Священного огня, что совершается только на православную Пасху (а не иудейскую или католическую). Да и применительно к ведению сельхозработ юлианское счисление, отражая особенности времени года, подходит лучше.

Тогда можно помянуть «тихим, незлобивым словом» революционеров - атеистов, изменивших наш календарь на «такой, как у всех» и нанесших тем самым удар по культурным традициям российского народа. Они назвали тогда этот акт «приобщением к мировой культуре». Хотя до 1918 года, когда Россия была открыта в заграничье (чего, кстати, не было многие десятилетия после), никто не страдал «культурным удушьем», свободно перемещаясь через границу, и спокойно прибавляя - сбрасывая при этом пресловутую «чёртову дюжину» (заметим себе, что и количественная разница весьма символична!).

Такая вот череда климатических и праздничных искушений сопутствует Рождественскому посту. Ну а кто говорил, что будет легко? Вообще, «узкий путь» никогда не был усеян розами, чаще -терниями. А благодать-спасение - лишь самый итог его. В общем, каждому самому делать свой выбор. И есть особое время поста подумать об этом.

В. Волин


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru