Раз в году, в эту потаённую ночь, одну из самых коротких ночей года и ныне устремляются взоры мечтателей, романтиков и авантюристов в лесную чащу, с вожделением увидеть вопреки всякому здравому смыслу (а вдруг?..) как вспыхнет (чудо!) в зарослях магический огонёк — то колдовской цветок папоротника. Тогда уж не зевай, и принесет он удачливому и смелому кому клад, кому власть над демоническими силами, кому иную желанную отраду.
7 июля православные христиане отмечают Рождество Иоанна Предтечи, день, относящийся к категории великих церковных праздников и являющийся испокон веков воистину всенародным празднеством. Носящий общеупотребительное название как Иванов день или день Ивана Купалы и имеющий христианские истоки, он в обрядовой стороне празднества круто замешан на языческих посылах, что уходят ещё далее в дремучую тьму веков, когда не было ещё ни Мессии, ни Его Предтечи, пророка Иоанна…
Дата его рождения, как и время рождения Спасителя, нам не известны – сие есть тайна небес. Пусть над этим ломают головы те, о ком крылато сказано – горе от ума. Но мы доподлинно знаем (то открыто), что он родился за шесть месяцев до рождения богомладенца (так от Рождества Христова и установилось в календарной позиции).
О событиях, сопутствующих рождению Иоанна рассказал, в частности, евангелист Лука (Лк. 1;5-25,57-63). Как благовествовал архангел Гавриил престарелой Елизавете о даровании ей Господом долгожданного сына, которого и назвать надлежало – Иоанн (с еврейского – милость Божия). Как за сомнение онемел Захария (тот самый священник Захария, что двенадцатью годами ранее ввёл маленькую Марию в скинию Иерусалимского храма). Как на восьмой день после наречения новорожденного вновь обрёл речь и стал пророчествовать (а ведь уже 400 лет как не было до этого в Израиле пророков)… Нет, не будем здесь заниматься пересказом, сохранив тем некую интригу, а любознательным – дадим посыл к первоисточникам.
Иоанна и Иисуса связывали земные родовые узы: кратко – Елизавета была сестрой матери Марии, соответственно Иоанн приходился Иисусу двоюродным дядей. «Заочно» они познакомились ещё до своего рождения, когда незадолго до рождения Иоанна Елизавету посетила Мария, уже несущая в себе богомладенца. Возможно, встречались они и в детские годы. Ведь Иоанн рос в пустыне сиротой (Захария, как известно, был убит стражами Ирода прямо в Иерусалимском храме, между алтарём и святилищем за то, что скрыл местонахождение сына и жены от кровавого царского приказа по истреблению тогда всех младенцев, а Елизавета умерла от горя через 40 дней после гибели мужа). И вряд ли близкие родственники оставляли его без попечения. Но про это нам неведомо. Потом будет их встреча-знамение на Иордане. Но это, как говорится, уже другая история…
КОЛДОВСКАЯ НОЧЬ
Празднование Иванова дня начинается накануне, с Аграфены Купальницы, с заходом солнца. И в ночь на Ивана Купалу творится разгул демонических сил. Как и в Вальпургиеву ночь (на 1 мая) собирается нечисть в своих излюбленных местах на шабаш. Общеизвестными и одиозными из них считаются гора Брокен в горном массиве Гарц на юге Германии, Лысая гора в Киеве, Чёрная речка в Норвегии, ну и по болотам, по лугам…
Противостоят же демонам, колдунам и ведьмам очистительные силы огня и воды. Отсюда и основные обрядовые действа праздника – купания и купальские костры (что обретали в эту ночь особую магию), с хороводами вокруг и прыжками через.
Указывают несколько «ключей» к названию праздника: первый (и определяющий) — Купала – это древнее славянское божество любви и плодородия, соединяющее людей вместе; второй (по лексике) — от слова «вкупе» – «вместе» или третий — от индоевропейского корня «куп» – «страстно желать».
Из песни слова не выкинешь. Ещё в XVI веке игумен Елиазаровой пустыни Памфил в послании псковскому наместнику писал: «Ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение, и жёнам мужатым осквернение, и девам растление». Этот аспект купальской ночи весьма наглядно представлен, кстати, в фильме А.Тарковского «Андрей Рублёв». Но не только массовые купания нагишом, мытьё в бане и свальный грех волновали наших предков в эту ночь (хотя и было, всё было и за грех или измену в ту ночь не почиталось).
В Румянцевском сборнике 1754 года есть запись: «В Ивановскую ночь кладов стерегут, и на травах парятся в банях, и травы рвут, и коренья копают, ещё берёзки подвязывают, ветви сплетают, да жив будет того лета человек».
Считается, что травы, собранные в купальскую ночь (опять же, с соблюдением обрядовых действ), обладают волшебной силой. Травосбор купальской ночи – это тоже отдельный рассказ, но вряд ли нам, северянам, эта тема насущна.
Быстро проходит короткая купальская ночь. Ведь сейчас дни летнего солнцеворота, и отсюда вели наши пращуры начало лета. По поверью в Иванов день выезжает солнце из своих чертогов на трёх конях: серебряном, золотом и бриллиантовом, – пляшет, рассыпает по небу огненные звёзды и едет в гости к своему супругу месяцу…
Но пока не кончилась ночь, как же быть с заветным цветком папоротника?
В средневековом травнике есть такое указание: «Есть та чёрная папороть, растёт в лесах, в лугах, ростом в аршин и выше стебель, а на стебле маленькие листочки, а с испода большие листы… а цветёт он накануне Иванова дня в полночь… Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр бытии. А брать тот цвет не просто, с надобностями: в Иванову ночь идти к тому месту, где растёт трава папороть, и очертясь кругом, говорить: талан Божий суд твой, да воскреснет Бог». И как набухнет на стебле почка и в полночь лопнет огоньком ярким – хватай! – иначе перехватит цвет стерегущая его нечистая сила.
Может, конечно, и сказки всё это, и правы ученые мужи, утверждающие, что быть этого не может, потом что не может быть никогда. Но как знать… Попытайте счастье сами… В конце концов, свидетелей вашей наивности не будет…