Дело в том, что окончание поста – дата фиксированная, это канун праздника первоверховных апостолов Петра и Павла (отсюда и названия поста), 11 июля. А начало – через неделю после праздников Святой Троицы и Святого Духа, т.е. зависит от дня Пасхи. Так что в этом году Петров пост выпал на дни с 23 июня по 11 июля.
Этот пост заповедан был христианам ещё в апостольских постановлениях, но частое его упоминание начинается с IV века. Его духовная и нравственная основа (как и всякого поста) – это борьба с грехом через воздержание от пищи. «Грешное дело и душу съело, но душа телу спорница», – говорили наши предки и предавались дням пощения для усмирения и очищения духа, но (!) отнюдь не для изнурения тела. Так что ограничения себя в еде никогда не были самоцелью поста. Пост телесный без поста духовного не даёт ничего и даже вреден: пусть не напоказ, но глубоко внутри начинает снедать человека гордыня и себялюбие: дескать, вот какой я белый и пушистый в совершаемом «подвиге», не то что другие.
Поэтому напомним себе, что те, кто решился следовать правилам поста (в первый раз или по уже установившейся традиции), должен перво–наперво посоветоваться с опытным духовником, который установит для вас на время поста молитвы, это язык Божий. По степени вашей духовной и физической готовности будет и постное установление в еде по дням, ведь есть пять степеней строгости поста – от вкушения рыбы до полного воздержания от пищи. И конечно же, совсем нелишним будет совет лечащего врача (это посоветует сделать и духовник, сообразно имеющимся хворям).
И коль уже ступили на эту стезю, то следуем и второму правилу – это постепенное вхождение в постное воздержание, как, впрочем, и последующее последовательное разговление по окончании поста.
Какой бы продолжительности ни был Петров пост, на его дни всегда выпадает великий церковный праздник – Рождество Иоанна Предтечи (Иванов день или день Ивана Купалы) (7 июля). Праздник, который всегда широко отмечался. Так что будем помнить, что это всё же день постный, хоть и с праздничными послаблениями. Но это, конечно, только для тех, кто как-то стремиться следовать в той или иной степени правилам поста…
У наших предков существовало и своё, бытовое воззрение на Петров пост. Во-первых, полагали, что его «выдумали старые чертовки (тёщи), скот собирать, да зятьёв угощать». По другому суждению этот пост «нужен священникам, чтобы получать по его окончании Петровщину – подать в виде зерна, яиц и других продуктов с хозяйства». Но эти мнения отражают лишь особенности быта во все времена. Первое свидетельствует о традиционности «особых родственных» отношений между зятем и тёщей. Ну а второе – свидетельство того, что народ всегда, даже в самые «религиозные» времена был весьма пристрастен к священнослужителям и требователен к ним (может и верно, с кого же ещё можно было брать пример?). Так что, отнесёмся к этим суждениям с пониманием и, если угодно, толикой юмора.
Ну а для себя ещё раз уясним, что пост – не цель, а средство, средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. И без молитвы и покаяния это уже и не пост вовсе, а диета…