Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
11.06.2008 Выпуск 2034 | Россия | О.Кротова
Зависит от нас с вами
Решением Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1972 года установлен Всемирный день охраны окружающей среды, который с тех пор отмечается 5 июня — именно в этот день в 1972 году в Стокгольме открылась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. А спустя почти 35 лет, 21 июля 2007 года, президент РФ своим указом установил профессиональный праздник экологов — День эколога, который отмечается отныне также 5 июня.

Человек издавна влияет на климат своей деятельностью. На климате сказывается вырубка лесов, орошение засушливых земель, создание искусственных водохранилищ. В результате хозяйственной деятельности в атмосферу выбрасывается огромное количество химических соединений, поставщиком которых служат промышленные предприятия, а в больших городах и густонаселенных районах первенство в загрязнении атмосферы переходит от промышленности к автомобильному транспорту. Растет потребность человечества в газе, добыче нефти, угля и пропорционально этой потребности растет антропогенная нагрузка на живую природу. Выдержит ли она?

Еще в 1968 году, ученые, известные своими исследованиями в области естествознания, экономики, промышленности, энергетики, объединившиеся в Римский клуб, заявили об опасности для цивилизации дальнейшего использования энергетики и транспорта, основанных на сжигании углеводородного топлива. Это неизбежно ведет к выбросу в атмосферу газообразных веществ и изменению ее состава и, как следствие, к существенному негативному воздействию на климат планеты.

Решение о снижении содержания углекислоты в атмосфере к 2005 году на 10%, вынесенное в 1988 году в Торонто участниками Международной конференции, посвященной изменениям атмосферы и ее защите, осталось на бумаге. Затем, в 1992 году, Конференция ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде, в 1997 году — в Нью-Йорке, специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и климата, конференция в Киото… Выбросы не сократились, а природа все терпит…

В связи с отрицательным влиянием натиска техногенной цивилизации на окружающую нас природную среду, необходимо вести регулярные наблюдения за ее экологическим состоянием. Отслеживать сложные изменения в климате нашей планеты призвана научная дисциплина — фенология. Это научное направление, изучающее ежегодные периодические явления в жизни живой природы и их связь с погодными условиями. Изменения в природе — очень важные показатели не только сегодняшнего дня, они могут свидетельствовать о долгосрочных процессах в окружающей среде.

В 2003 году стартовал международный проект «Фенология Северного Калотта», направленный на получение знаний школьниками об окружающей нас природе, а также изменениях, происходящих в ней. «Северный Калотт» — это географическое понятие, и охватывает он всю Мурманскую область и территории Норвегии, Швеции и Финляндии, которые расположены к северу от Полярного круга. Данный проект — результат норвежско-российского сотрудничества в области охраны окружающей среды, и предназначен, в первую очередь, для школ Баренцева региона. Наряду с учителями и учащимися, участниками проекта являются две особо охраняемые природные территории Мурманской области — государственный природный заповедник «Пасвик» и Кандалакшский ГПЗ, которые выступают в роли научных консультантов. Очередной семинар в рамках проекта, проходивший с 26 по 29 мая в городе Альта (Норвегия), был посвящен теме экологии, изменению климата на Земле.

На состоявшемся семинаре присутствовали работники обоих заповедников, школьники и преподаватели из школ Норвегии и Мурманской области. Организаторы с норвежской стороны позаботились о том, чтобы между участниками не создавался коммуникативный барьер, ведь многие ребята присутствовали на мероприятии такого рода впервые. К тому же общение в предстоящий период проведения семинара предусматривалось исключительно на английском языке. Для создания раскрепощенной обстановки в первый вечер участников разделили на четыре группы, которые поочередно отправились в небольшой поход по определенному маршруту. По пути дети и взрослые совершали остановки, где необходимо было выполнить определённые задания. В ходе преодоления препятствий, у участников поднималось настроение, что, в свою очередь, положительно отразилось на навыках группового взаимодействия, без которых в последующие дни командам было просто не обойтись.

В один из дней школьники и учителя отправились в кинотеатр на просмотр документального фильма «Горькая правда» Альберта Гора — лауреата Нобелевской премии в области экологии. В фильме автор рассказывает о влиянии человека на изменения климата и проблемах глобального потепления на Земле. А после обсуждения темы фильма, группы во главе с лидерами отправились на полевые работы.

Часть участников проводила исследования в районе Altaozen, наблюдая за птицами, другая работала на фенологической тропе, наблюдая за развитием березы и рябины. В результате полученных данных, участники должны были проанализировать взаимосвязь климатических условий с зарегистрированным фактом наблюдения. После этого началась интенсивная работа над презентациями, в которых ребята должны были рассказать о полученных сведениях. Два дня напряженной работы закончились праздничным ужином и прощальным вечером с подведением итогов. Расставаясь, члены групп говорили о надежде на скорую встречу, которая должна состояться в России.

Остается пожелать участникам проекта удачи в осуществлении планов. И пусть природа, окружающая нас не угасает, а процветает и радует теплом, зеленью, чистым воздухом и прозрачной водой. Правда все это зависит от нас с вами.

Слышу я Природы голос,

Порывающийся крикнуть:

Как и с кем, она боролась,

Чтоб из хаоса возникнуть…

Может быть, и не во имя

Обязательно нас с вами,

Но, чтоб стали мы живыми,

Мыслящими существами.

 

И звучит природы голос:

«В вашей власти,

В вашей власти,

Чтобы все не раскололось

На бессмысленные части!»        

(Л.Мартынов)
 

О. Кротова,
специалист отдела экологического просвещения ГПЗ «Пасвик»


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru