Важный рубеж в круговороте жизни - наступление нового года - различные народы отмечали в разное время и по-разному. Вот и на Руси это было и 1 марта, и 1, и 23 сентября, и 25 декабря. И тому были не только астрономические и бытовые предпосылки, но и теологические.
Опять же глядя на древнюю Русь, видим: вот 23 сентября - день осеннего равноденствия и день встречи Дажьбога (бога солнца) и Марены (богини зимы); 25 декабря - день зимнего солнцестояния и свадьба встретившихся осенью богов, а в христианские времена эта дата стала днём Рождества Христова. Так на языческий календарь наложился христианский, а в традициях праздника причудливо переплелись традиции верований. Лишь веселье оставалось всегда всенепременным и постоянным атрибутом. Сделаем же сегодня небольшой экскурс этого праздника по истории и традициям некоторых народов.
Весело праздновали древние римляне наступление нового года. Дата - 25 декабря - установилась у них с 45 года до нашей эры, когда Юлий Цезарь ввёл новый календарь. Они называли его Днём Солнца - победой Сатурна (бога времени) над зимой (ведь с этой даты солнечный день начинает прибывать). Пировали без различия сословий, посвящая пиршества Бахусу (богу виноделия), дарили друг другу подарки, устраивали шествия и карнавалы. И придумывали к этому дню умопомрачительные наряды. Считалось, что любой порядочный человек должен выглядеть на карнавале чудовищем. Ведь по поверью перед рождением нового года вся нечисть выползает на землю, чувствуя, что царство её кончается, т.к. грядут свет и радость, и бродит она в тоске, и хватает с собой в преисподнюю первых встречных. А вот если замаскироваться «под своего», то и никакой сглаз не страшен. Можно сказать, что это были современные Рождество и Новый год, объединённые воедино. Позже официальным началом нового года стало 1 января - начало январских каникул (календ). И длилось празднество (календы) аж до двух недель.
В Византии, как сателлите римской империи, имел хождение юлианский календарь. СIV века Византия стала оплотом христианства. А наступление нового года стало означать Рождество Христово (25 декабря). С непременными пирами и угощениями. Одной из традиций праздника были «готские игры». Просвещённые византийцы придумали игру-карикатуру на неразвитые ещё в XI веке готские германские племена: придворные в вывернутых наизнанку тулупах и масках-чудовищах плясали перед императором, после чего получали от монарха золотое украшение в честь праздника Рождества Христова.
В Древней Руси встречали новый год 1 марта, как День Ярилы (другое имя бога солнца) и говорили -«Вздел Ярило Зиму на вилы». Апофеозом этого праздника было сжигание чучела Марены. Сегодня мы отмечаем этот день как Масленицу. Но празднество уже не привязано строго к календарной дате, а соотносится с христианскими традициями - грядущей Пасхой. А 25 декабря был днём Коляды (свадебный день уже упоминавшихся богов).
По приказу Петра I Россия вступила в новый 1700 год 1 января. Как делала вся Европа. С той лишь разницей, что европейские страны жили уже по григорианскому календарю, а Россия продолжала жить по юлианскому. Тогда разница исчисления по ним составляла 11 дней (время идёт, и сегодня, как мы знаем, это уже 13 дней). Любитель всяческих «ассамблей» повелел устроить массовые народные гуляния, карнавалы в честь наступления нового столетия (ошибка, которую мы донесли и до нашего просвещённого времени, ведь новое столетие наступает с началом первого года, например: XXI век - с 2001 года, а мы говорили тогда о новом веке с наступлением 2000 года).
И установился ряд традиций, без которых новогодний праздник немыслим сегодня. Велено было устанавливать в каждом доме и на людных местах елки, а «людям скудным хотя и ветви над воротами поставить». Неотъемлемой частью карнавалов стали публичные фейерверки. Кстати, в ту далёкую полночь Пётр I поджёг самую первую в России петарду.
Пришедшие к власти большевики попытались отменить и новогодний праздник. Февральским декретом 1918 года они ввели в России григорианский календарь, по которому жила Европа (тогда проснулись россияне аж на 13 дней «позже»), и запретили отмечать Рождество и Новый год как буржуазные пережитки», наряжать ёлку и Даже петь про неё уже известную тогда песенку. Продлился этот запрет по 1927 год. Потом власть опамятовалась, поняв, что запретить новогоднюю традицию - это всё равно что запретить вращаться земле. Ёлку и Новый год «вернули», стараясь, правда, не вспоминать публично о Рождестве. Ну а рождественские подарки стали называть новогодними. Такой вот праздничный калейдоскоп.
В.Волин