Сегодня мы не будем пересказывать жизнь святого, яркую и насыщенную. Для этого можно обратиться к Житию, что ныне общедоступно каждому. Остановимся лишь на ключевых моментах его жизни.
Даты рождения и смерти святителя приблизительны, но известно, что, не смотря на все жизненные перипетии (зачастую, заметим, далеко для него не благоприятные, мягко говоря), он дожил до глубокой старости, прожив порядка 90 лет.
Родился Николай в провинции Ликии (Малая Азия) около 260 года. В молодости был рукоположен в сан священника, вскоре стал помощником епископа, а позже – архиепископом родного города Миры, в те времена – столицы Ликии. Умер предположительно в 350 году. Прославился подвижничеством, твёрдостью в вере, благотворительностью и даром чудотворения.
В мае 1087 года из-за частых турецких (сарацин) набегов на Миры его мощи (дабы уберечь от осквернения) были перенесены в город Бар (современный итальянский город Бари). Этот день перенесения мощей и лёг на Руси в основу весеннего (и, считай, общенародного) праздника – Николы вешнего, травяного, тёплого.
При жизни архиепископ Николай и предполагать не мог, что будет столь знаменит и популярен (любим) в далёкой северной стране, которой, впрочем, в те годы ещё и не было.
Есть сведения, что культ святителя Николая появился на Руси ещё до принятия христианства (!), привнесённый греческими и варяжскими купцами. И в IX веке в Киеве была купеческая церковь святого Николая. Да это и понятно, ведь одна из многих ипостасей святого – покровитель путешествующих и мореходов, кем и были в ту пору в основном люди торговые.
В отличие от Запада, где его образ слился с образом рождественского Санта Клауса, у нас в России он принял иные, более разнообразные и глубокие лики.
Мы отметили, что 22 мая – это Никола вешний, а есть в году и второй праздник – Никола зимний, 19 декабря (день упокоения святого). В этой связи было такое народное сказание.
Шли однажды святой Николай и преподобный Кассиан (Касьян) путём-дорогою, позванные на совет к Господу. Увидели мужика, у которого в грязи перевернулась телега. Тот – прохожим: «Помогите!». Касьян отказался, пожалев белых одежд, а Николай поспешил на помощь. Когда же святые явились к Господу, он сначала рассердился, увидев грязные одеяния Николая. Но когда тот объяснил, Господь похвалил его и за это установил ему два праздника в году. А Касьяну (в народе прозванного немилостивым) – один в четыре года, 29 февраля. Такое вот назидание. А народ продолжал творить сказы, в которых Угодник то вдове помог покрыть крышу соломой, то защитил мужика от разбойников и др.
ОБРАЗ И ТРАДИЦИИ
Николай Чудотворец – это покровитель русского народа, национальный святой (не больше, не меньше), более того, это крестьянский святой, мужицкий заступник (говорили – «нет за мужика поборника супротив Николы»). Его называли «святой великий святитель Христов, теплый помощник и скорый заступник» и молились ему «во всех нуждах», отправлялись, к примеру, в дорогу с напутствием: «Никола в путь, Христов подорожник». Мы сегодня, садясь к кому-то в машину, нередко видим на приборной панели образок Николая Угодника, как своего рода и символ возрождения духовности и обращения к традициям, и подсознательно как-то уже спокойнее ехать (все-таки, вот она, зримая опека святого, а значит, всё будет хорошо на наших отнюдь не безопасных дорогах).
Святой Николай – спаситель утопающих, укротитель морских бурь. Об этом есть западная легенда из его апокрифического жития. А у нас наглядно это отражено в народной былине «Садко», когда Никола прекращает пляску морского царя, спасая корабли и людей от гибели.
Он – хороший врачеватель. Отсюда считалось, что Николин день – самый благоприятный для лечения тяжёлых недугов.
Никола – радетель о хозяйстве. И в песнях на Николу вешнего рассказывается, как святой ходит по домам, заглядывает в амбары и погреба, наполняя их. Пращуры наши считали, что это его заботами колосится рожь, цветёт гречиха, созревает ячмень (говорили: «На поле Микола один бог»). Неделя после Николы вешнего посвящалась сеянию жита. Здесь святой Николай, как и пророк Илия (Илья), «выступал распорядителем» дождя. И дождь на Николу был великой Божьей милостью, которую призывали: «Батюшка Никола! Давай дождя большого! На нашу рожь, на бабий лён поливай ведром!».
Наряду со святыми Фролом и Лавром Николай Угодник – покровитель лошадей. И на Николин день была традиция – выгонять лошадей в поле, где священник служил специальный молебен, после чего лошади и конюхи окроплялись святой водой.
Молодые перед свадьбой нередко получали благословение перед образом святого Николая, а не образом Спаса. А ритуальное приглашение на свадьбу звучало так: «От великого Николы мёд пей, а от Пречистыя Богородицы хлеб кушай».
Был обычай, отмеченный в обряде похорон XVII–XVIII веков, – в руку умершему вкладывали «письмо к Николаю» с просьбой о прощении грехов. Считали, что кроме апостола Петра и святой Николай имеет ключи от рая («Николай-то чудотворец,/ Чудеса тут он творил:/ Седьмое небо отворил,/ Ко Христу часто ходил»).
И ещё обычай дня Николы вешнего – «приносить» Николаю Угоднику яйца, окрашенные в красный (жёлтый, зелёный) цвет, или яичницу. Женщины и девушки относили часть собранных к этому дню по домам яиц в церковь и укладывали их перед иконой святителя, а оставшуюся часть съедали по установлению на общей трапезе в лесу или на лугу.
В таком вот многообразии представал в сознании наших предков святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мир Ликийских. Ну а мы сегодня вспоминаем и чтим традиции, это богатое наше культурное наследие, которое надлежит нам не растерять и сохранить.