Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
26.03.2011 Выпуск 2309 | Заполярный | И.Саева
«Касатка» и другие

Здесь торжествует жизнь под рампы светом.
Театр, благодарим тебя за это!

27 марта во всём мире отмечается Международный день театра – праздник мастеров сцены и миллионов зрителей — всех, кто любит и почитает театр.

Родиной театра в современном его смысле является древняя Греция. Театральные представления выросли из грандиозных праздников — мистерий — в честь богини земледелия Деметры и бога виноделия Диониса. У театра, в отличие от других видов искусств, есть вполне определенная дата рождения: в марте 534 года до н.э. в Афинах впервые были учреждены драматические состязания. Этот год и принято считать годом рождения мирового театра. История сохранила даже имя победителя первых состязаний — им был древнегреческий поэт Феспис, который считается также и первым актером, и первым драматургом. В театральных кругах до сих пор существует суеверие, что дух Фесписа присутствует при каждом спектакле и может вмешиваться в его ход, способствуя или препятствуя успеху.

Международный День театра был установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра. В Москве в эти дни традиционно проходит Всероссийский театральный фестиваль спектаклей-номинантов на Национальную театральную премию «Золотая Маска». «Золотая Маска» вручается лучшему спектаклю сезона, лучшему режиссеру, хореографу, дирижеру, художнику, актерам.

Российский театр по праву гордится своей историей и именами великих реформаторов и революционеров сцены К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, В. Немировича-Данченко, А. Таирова, которые определили развитие не только российского театра, но и всего мирового сценического искусства.

Что касается современного отечественного театра, то, несмотря на все трудности и проблемы, он продолжает жить, развиваться и искать новые творческие пути, в том числе и в нашем районе.

Очередной премьерой отмечает свой 53-й сезон Народный театр «Студия» г. Заполярный под бессменным в течение сорока лет руководством режиссёра Д. Шелыгиной в. Ежегодно самодеятельные актёры дарят театралам района новый спектакль.

В этом году для постановки выбрана пьеса А.Н. Толстого «Касатка». Эта лирическая мелодрама в 4-х действиях, написанная в 1916 году, – словно счастливая сказка о времени накануне Октябрьской революции. Это история любви с непредсказуемыми комическими поворотами, в результате которой каждый познает себя. Кажется, протяни руку, и можно прикоснуться к давно ушедшей реальности, вернуться на сто лет назад, где по своим законам живут чистые, добрые люди.

Подробно о процессе создания спектакля рассказала режиссёр «Студии» Д. Шелыгина:

-Я рада, что наши актёры выбрали для постановки именно эту пьесу. Хотя автор обозначил «Касатку» как комедию, в ней есть и чёрный юмор, и элементы драмы – то есть «и смех, и слёзы, и любовь». В спектакле играют 5 мужчин и 6 женщин. Среди них как давно известные и популярные актёры, так и новички. Это С. Исупов, А. Тимофеев, С. Ивонинская, А. Ноор, Н. Гвоздева, Т. Барабаш, С. Маленин, А. Лейбензон и другие горожане.
Все новенькие играют эпизодические роли, поскольку ни один новичок не потянет русскую классику, это будет мука мученическая и для него, и для режиссёра. Ведь наши актеры не имеют профессионального образования, и всему их нужно учить с нуля: выходить на сцену, подавать реплики, общаться с другими героями спектакля и использовать реквизит. Отрабатываем с ними каждый жест, каждое слово.

Делать из пьесы живой, увлекательный, трогающий зрителей до глубины души спектакль очень нелегко даже с постоянной труппой. Что говорить о трудностях нашего театра! Тормозятся и переносятся репетиции из-за сменной работы и других житейских обстоятельств типа отпусков и болезней актеров. Тогда текст за отсутствующих персонажей приходится подавать мне.

Далее Джамиля Николаевна коснулась своего кредо.

-Многие думают, что я работаю потому, что здесь больше нечем заняться. В молодости, бывало, я соглашалась на любую занятость, поскольку нужно было зарабатывать на жизнь. А сейчас я работаю с чёткой гражданской целью.

-Я не ставлю молодую российскую «сраматургию», как точно и ядовито окрестил её один современный театральный критик, – продолжает режиссёр. – В нынешних пьесах слишком много физиологического, скотского, и совсем нет гуманизма и сострадания. Мы все в них какие-то нЕлюди, этакая биомасса. Потому я выбираю блистательную классику, чтобы сказать: мы не биомасса, не планктон, а народ с высочайшей культурой! Среди истинных модернизма и авангардизма, поклонником которых я тоже являюсь, величавым Древом возвышается классическая культура. А все остальные современные стили – всего лишь наросты на её теле, отпочкования и побеги.

Когда я ставлю мировую классику, то, не зная театральные школы тех стран, мы играем по своей, русской реалистической театральной школе психологического переживания: не умозрительно, не на голой технике, а на накале чувств, понятном всем людям. В «Касатке» мне, как режиссёру, хочется разбудить в своих современниках воспоминания об ощущениях и обычаях их отцов и дедов, о свободных, раскованных, полных внутренних сил и достоинства людях начала 20-го века.

-Надеюсь, – добавляет она, – зрители обратят внимание, что персонажи пьесы говорят на нормальном, красивом, настоящем русском языке, а не на современном кастрированном сленге.

Далее Шелыгина с большой теплотой рассказала об актёрах, работающих в театре не один десяток лет. Кто-то из них более склонен к буффонаде, другой легко играет лирических героев. У каждого свой характер, свои особенности, свои таланты.

Слушая её рассказ, я думала о том, что наши горячие аплодисменты актёрам, по сути, – оценка режиссёрского труда. Труд режиссёра-постановщика похож на айсберг. Зрители видят лишь макушку в виде готового спектакля, а вся подготовительная работа – большая часть айсберга, невидимая большинству.

Премьеры спектакля ориентировочно намечены на 23 апреля и 7 мая. Помимо самого представления, на одной из премьер ожидаются интересные сюрпризные моменты, касающиеся актёров театра.

Ну и, в связи с Днём театра и очередной премьерой, пожелаем Народному театру «Студия» успеха и высокого покровительства со стороны всемогущего духа первого актёра Фесписа.

Следите за рекламой.


И. Саева
 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru