На прошлой неделе в ПУ 15 прошел «Круглый стол», участниками которого стали сотрудники профучилища, а так же представители предпринимательской сферы Печенгского района. На встрече присутствовали почетные гости — сотрудники отдела развития малого и среднего бизнеса администрации района и центра занятости населения. «Круглый стол» был посвящен одной из наиболее актуальный проблем, касающейся всех собравшихся — кадровой политике предприятий района.
В действительности проблема подготовки и дальнейшего трудоустройства квалифицированных кадров очень широка и многостороння. Она касается и предпринимателей, остро нуждающихся в обученных дипломированных специалистах, и самих выпускников образовательных учреждений, которые после окончания училища не могут устроиться на работу.
По словам директора ПУ-15 Елены Александровны Будахиной, имеющиеся сегодня образовательные программы не в полной мере учитывают специфику регионального рынка труда. Ситуация действительно выглядит плачевно — администрация ПУ 15 попросту не знает, какие специалисты требуются району сегодня и не может спрогнозировать тенденции, касающиеся данного вопроса.
Поэтому встреча с работодателями была призвана помочь откорректировать учебную программу и обозначить новые специальности, в которых нуждаются районные предприятия. В свете того, что сегодня главная кузница кадров района готовится к очередному лицензированию, педагоги ПУ 15 готовы разработать методические базы, направленные на подготовку необходимых району специалистов.
Решение совместных проблем объединило бизнесменов района в общественную организацию, председателем которой стал Владимир Иванович Зеркин. По его мнению, наиболее востребованными профессиями по-прежнему остаются продавцы и квалифицированные заведующие магазинами. Району нужны и новые специальности — официанты и бармены, работники салонов красоты — парикмахеры и мастера маникюра.
Несмотря на то, что ежегодно училище выпускает несколько десятков дипломированных специалистов сферы торговли и питания, они не могут найти работу на предприятиях района. Во-первых, это связано с отсутствием практики работы по специальности – в производственных мастерских студенты могут получить лишь первичные навыки.
Заключать долгосрочные договора на практику бизнесмены пока опасаются, однако без этого не возможно вырастить первоклассного специалиста, который смог бы занять рабочее место после окончания училища. Зачастую во время прохождения практики студентам не уделяется должного внимания их наставниками на рабочих местах, что, конечно, тоже сказывается на качестве образования. Во-вторых, к огромному сожалению, молодые специалисты не хотят оставаться в районе из-за отсутствия перспектив и возможности карьерного роста.
Но, по большому счету, условия для развития кадрового потенциала в районе есть. Помимо образовательных программ, в ПУ-15 существует и курсовое обучение по профессиям повар, кондитер, продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, контролер-кассир. Несмотря на то, что наш отдел развития малого и среднего бизнеса активно работает по региональной программе развития
предпринимательства, разработанной Правительством Мурманской области, актуальной остается и проблема образования самих руководителей предприятий.
Преподаватели ПУ-15 готовы разработать программы повышения квалификации руководителей, которые будут включать в себя дисциплины, связанные с юридической стороной предпринимательского дела. Стоимость этих курсов не настолько велика, чтобы местные бизнесмены не могли себе позволить пройти профессиональную переподготовку сами или повысить квалификацию своих сотрудников. А еще одна проблема, которую администрация профтехучилища должна решить в ближайшее время – отсутствие у выпускников навыков работы с компьютерными программами, которые повсеместно используются в предприятиях торговли.
Эти и многие другие вопросы обсуждались на заседании «Круглого стола». Гости ознакомились с работой училища, просмотрели методические материалы, познакомились с мастерами, услышали о достижениях учебного заведения и победах студентов на конкурсах, как местного, так и регионального масштаба. И, главное — обозначили пути дальнейшей совместной работы. Начальник отдела развития малого и среднего бизнеса Светлана Анатольевна Тарбазанова так прокомментировала ситуацию:
-Первоначально идея проведения «Круглого стола» принадлежала нашему отделу. Зная кадровую проблему районных предприятий, мы обратились к администрации ПУ-15, с тем, чтобы помочь организовать встречу сотрудников главного «поставщика» молодых специалистов с сообществом работодателей. Действительно, проблема назрела очень серьезная. В районе был отряд квалифицированных кадров в области торговли и общественного питания, но годы идут, люди уходят на пенсию, а достойной смены этим специалистам так и не появляется.
-В районе давно назрела необходимость создания общественной организации предпринимателей, и, вот, наконец, она создана. Что представляет собой эта организация и насколько продуктивна?
-Среди предпринимателей она очень востребована. Действительно, плачевная ситуация, в которой находились последние годы наши бизнесмены, требовала подобного решения. Нужен был опытный человек, который бы повел за собой предпринимателей и помог решить все вопросы, особенно касающиеся законодательной базы их деятельности. Эти обязанности взял на себя Владимир Иванович Зеркин. Сегодня общественная организация включает в себя 46 юридических лиц и 110 индивидуальных предпринимателей, и их главной целью является не просто получение прибыли, а именно обеспечение жителей района необходимым спектром товаров и услуг. Ну и, конечно, совместное решение общих проблем.
-Каковы предварительные итоги сегодняшней встречи, и какие шаги будут предприниматься в решении обозначенной проблемы?
-Можно отметить, что предприниматели настроены активно сотрудничать с профучилищем. Первый шаг к этому сотрудничеству сделан. Эта встреча помогла обозначить пути совместной работы предпринимателей района и сотрудников профессионального училища 15, а все дальнейшие вопросы, касающиеся решения наиболее актуальных на сегодня проблем, будут решаться в рабочем порядке.
М. Федорова