Православный календарь
Периодически мы поминаем ушедших от нас в вечный покой, чтобы поддержать их души в новом для них пребывании. А также, чтобы привнести себе умиротворение, покой и стойкость в повседневной житейской суетности.
Кроме личных дней поминовения (дат кончины родных и близких) в церковном месяцеслове есть общие дни:
-в субботу перед Мясопустной неделей;
-в субботы 2, 3 и 4 седмиц Великого поста;
-в субботу перед Пятидесятницей (Троицкая суббота);
-в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи;
-во вторник или понедельник Фоминой недели (Радуница) (числа надо сверять по календарю текущего года);
-в субботу перед днём св. Димитрия Солунского.
Так как день памяти св. Димитрия – 8 ноября, то в этом году Димитровская суббота – 6 ноября. Эту субботу называют ещё поминальной, родительской, дедовской (как называют в той или иной области предков, по ком совершается поминовение). Традиция эта установилась со времён Дмитрия Донского. Но этим его сопричастность к установлению этой даты и заканчивается. Название дня соотнесено с именем другого человека (так что здесь лишь именное совпадение).
* * *
Конец III начало IV века. Димитрий родился в г. Солуни (Фессалоники). По смерти отца он был назначен начальником этого города (проконсулом). И по императорскому наказу, следуя внутренней политике Рима, должен был преследовать христиан. Однако, воспитанный родителями – тайными христианами, – и будучи сам христианином, он стал сам открыто проповедовать христианство.
Император Максимилиан (он правил тогда), возвращаясь с войны в Причерноморье, и узнав о столь «подлой измене», пошёл через Фессалоники. Итог закономерен и трагичен: Димитрий был заточён в темницу и там казнён («избоден копьями»).
Через 100 лет при строительстве храма его мощи были обретены нетленными. А с VII века они стали мироточить. Отчего Димитрий получил прозвище Мироточивый.
По преданиям, данной ему высшей силой, он неоднократно спасал родной город от разорения, являясь перед врагами и уже этим повергая нападающих в ужас. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем, то они (в оправдание, что ли) говорили, что это не Олег, а св. Димитрий был послан на них от Бога.
Почитание св. Димитрия на Руси началось сразу после Крещения. Особо чтился святой среди княжеских родов. Имя Димитрий было сродни воину, воинской славе. И в поминании его называют как «мучеников украшение», «поборник воинов», «врагов потребитель», «нищих обогатитель».
* * *
1380 год. 21 (8) сентября. Тульская губерния, Епифанский уезд. Река Непрядва (приток Дона), Куликово поле. Тогда на этом месте разгром войска Мамая стал началом конца татаро-монгольского ига, почти триста лет довлеющего над Русью. В 1850 году здесь на Красном холме был установлен памятник–колонна, а рядом «на Высочайше дарованные средства» построили инвалидный дом. А позже начался общенародный сбор средств на строительство на самом поле храма в честь Сергия Радонежского.
А после победы Дмитрий Донской и установил в субботу перед днём Димитрия Солунского поминать павших на этом поле брани воинов. Позже поминание от воинского и сугубо частного стало общегражданским, распространившись на всех усопших от века.
* * *
Хотя Димитровская суббота по значимости стоит в одном ряду с такими датами, как день Усекновения главы Пророка, день 40 мучеников, в церковном Уставе единые правила его проведения (для священнослужителей) не прописаны. Но о степени его почитаемости можно судить уже по Высочайшему повелению, опубликованному в Церковном Вестникев конце XIX века. Вот значимая выдержка:
«Совершать в Димитриевскую субботу в имеющих своих священников войсковых частях, учреждениях, заведениях служение панихид по усопшим воинам, при обязательном присутствии всех свободных от служебных занятий чинов; там же, где не имеется своих священников, посылать в указанный день свободных от служебных занятий нижних чинов командами на панихиды в приходския церкви. Ближайшие начальствующия офицеры должны объяснять в тот же день нижним чинам значение церковного поминовения, обращая внимание на важнейшия битвы из истории нашего отечества (Куликовскую, Полтавскую, Бородинскую и др.).
* * *
За 70 лет атеистическая власть постаралась отлучить народ от церкви. Но осталось неизменным ходить в родительскую субботу на кладбище на могилки близких. Служатся (по заказу) панихиды – на могилах или в домах. Устраиваются богатые угощение – тризны. К слову, пословица утверждает, что «чем щедрее приношения (для священников, отправляющих панихиды) и обильнее угощение, тем вернее доставляется загробной душе на том свете покой и отрада». В тему и поговорка: «В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит».
* * *
Такой знаменательный день не обходился, конечно, без примет и народных наблюдений. И было бы логично завершить ими повествование. Но сегодня, когда «планета взбесилась» (экспрессивное выражение некоторых учёных мужей), упоминание о них будет излишним, пожалуй…
В.Волин