Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
16.10.2010 Выпуск 2268 | Заполярный | Г.Быстрова
Творческое кредо Галины Ус

Успешны дома, на работе
И в маленьких делах.
Вы свет и истину несёте
Не только на словах.

(Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов о дискуссии Галины Ус)

За Хрустальным пеликаном на конкурс «Учитель года России-2010» в Магнитогорск прибыли 76 учителей-финалистов региональных конкурсов от всех округов Российской Федерации.

Пеликан – как образ жертвенной любви родителей к детям, – был избран эмблемой конкурса «Учитель года» ещё в 1990 году. И прижился как символ в учительской среде, потому что у настоящего учителя всегда присутствуют два самых важных качества — это любовь и преданность профессии.

Наша отважная землячка из Заполярного Галина Дмитриевна Ус, учительница биологии МОУ СОШ №19 с четырнадцатилетним педагогическим стажем, победительница областного конкурса «Учитель года-2010», этими качествами обладает вполне. Поэтому она отправилась в Магнитогорск, готовясь не только методически, но и призаняв денег у коллег, так как командировочные от области оказались не ахти какими большими.

К чести Галины Дмитриевны, нужно сказать, она никогда, несмотря на трудности, не теряла вкуса к эксперименту и исследованиям и в профессии, и в своей жизни.

Немалую роль в её профессиональном становлении сыграла наставница — Любовь Анатольевна Прокофьева, учитель и человек в творческом поиске бескомпромиссный. Это она в напутствие на дорогу рассказала притчу о яйце орла, попавшем в курятник. Вылупившийся птенец не знал, что он не цыплёнок, и всё время хотел летать, а обитатели курятника говорили: «Ты о чём?..» Так он и не взмахнул крыльями, не узнал, что он — орёл.

Статистика конкурса. Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса — Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета».

В отборочных региональных турах конкурса в 2010 г. приняли участие более 200 тысяч педагогов. В финальный этап вышли 76 учителей, младшему из которых 24 года, а старшему — 56 лет. Средний возраст участников составил 39 лет. Из 76 финалистов – 16 мужчин. 18 участников представляли сельские школы, 5 – рабочие посёлки городского типа.

Основные мероприятия «Учителя года России-2010» состоялись с 23 сентября по 4 октября 2010 года в Магнитогорске Челябинской области, церемония награждения абсолютного победителя – 5 октября 2010 года в Москве.

Пятнадцать лауреатов второго тура «Учителя года России-2010» (в том числе и Г.Д. Ус) получили документальное свидетельство своего статуса на конкурсе — дипломы.

Победителями объявлены учитель математики школы № 1060 Москвы Михаил Случ и учитель биологии и химии Волхончинской школы посёлка Красная Нива Тульской области Андрей Гарифзянов. Они стали обладателями финальной награды – мультимедийного комплекса SMART Board 660.

Интернет-ресурс конкурсанта

Галина Дмитриевна говорит, что многое в проведении конкурса по сравнению с предыдущими годами поменялось. Например, в 2010 году впервые в истории конкурса «Учитель года России» участники представляли на суд жюри и болельщиков собственный сайт или блог. На Интернет-ресурсе конкурсанта должна быть размещена не просто визитка участника, а «учебные, методические и (или) иные авторские разработки, отражающие инновационный опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети Интернет». Оценивался сайт или блог заочно по 5-балльной системе с фиксацией голосов с учётом IP-адреса. «Спасибо вам за голоса, поданные за мой сайт», – благодарит коллег Галина Дмитриевна. И продолжает: «Друзья и коллеги, Елена Алексеевна (директор школы — прим. автора) все 16 дней поддерживали, звонили, слали СМС. Обсуждали все задания, все конкурсы, искали интересные подходы. Просила: найдите что-то интересное про грибы, –переворачивали всё и отправляли интересное про грибы».

Сайт Г.Д. Ус раскрыл большую исследовательскую работу, которую с её подачи ведут учащиеся. Она считает, что в школе присутствует слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса. Отсюда для ребёнка некая бессмысленность того, что он получает в школе. Поэтому одним из важнейших условий формирования ключевых компетенций становится организация исследовательской деятельности учащегося.

Ученики Галины Ус выполнили исследование на тему «Почему люди уезжают с Севера», где были рассмотрены географические, физические, химические и биологические аспекты проблемы.

На постоянной основе ведётся работа с заповедником «Пасвик», на территории которого проводится ежегодный летний экологический лагерь, ведутся наблюдения, исследовательская работа учащихся. Сюда приезжают ребята из всех школ района. Издается экологическая газета.

-Пока что все проводящиеся работы — исследовательские, а хочется, чтобы они были научно-исследовательскими, – говорит Галина Ус. И добавляет, что некоторые из работ были уже представлены на районном и областном уровнях: на конкурсах, фестивалях, конференциях.

Дедукция и индукция, Шерлок Холмс отдыхает

Непростые конкурсные испытания, напряжение, бессонные ночи, когда в муках рождаются открытый урок, концепции для проведения разговора с родителями и бесед с ребятами, отшлифовываются презентации и форма подачи своего педагогического опыта потребовали от каждого участника полной выкладки сил.

Кстати, большинство тем и заданий вводились непосредственно перед началом конкурсного испытания. Постоянным было присутствие телекамер и фотосъёмка, все конкурсные мероприятия шли в режиме прямой трансляции.

Вот тут-то и проявлялась фундаментальная подготовка по предмету, владение методологией научного познания, культура личности, коммуникационные и методические навыки, глубина и точность анализа учебного занятия и рефлексии своей деятельности.

Проводя мастер-класс по теме «Щедрое дерево, или в чём сила многоклеточных», Г.Д. Ус предлагает провести мини-исследование для выяснения, что делает многоклеточные более приспособленными к жизни. Вместе с «учениками» она формулирует гипотезу, а затем организует её проверку двумя методами — дедуктивным и индуктивным. Либо это наблюдения, опыты, эксперименты; либо — анализ, сравнение, классификация. Взять материалы на уроке не проблема. Это и литература, и Интернет.

Каждая гипотеза рождает новую исследовательскую работу, над которой нужно работать.

Вывод, который она делает в конце мастер-класса: «Учитель – самая щедрая профессия. Учителя отдают детям не только свои знания, но и доброту, и искреннюю любовь, ничего не требуя взамен».

Колесо становится более круглым

К дискуссии «Успешный в школе – успешный в жизни?», признаётся Галина Ус, готовилась всю ночь. К месту сказать, Галина обладает языком точным, ёмким, образным. Часто именно её высказывания становились заголовками статей в газете «Пеликан», в публикациях различных СМИ, которые я просмотрела, готовя этот материал. Она умеет высказывать своё мнение и слушать чужое, точно отвечать на вопрос и поворачивать разговор в новое русло, реагировать на провокацию ведущего и спорить с коллегами.

Вопросы модератора дискуссии: «Завтра ребёнок выйдет в общество, где успех – это карьера, материальное обеспечение. А кто в жизни достигает успеха?» «Связываете ли вы успешность и конкурентоспособность?» «Понятия об успешности в школе и социуме расходятся. А можно ли изменить что-то в школе, чтобы научить ребят добиваться в жизни успеха, не расталкивая окружающих локтями?».

Галина Ус:

-Известны люди, которые были неуспешны в школе и добивались успехов в жизни – Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн.

-Наша школа – ресурсный центр, в 10 класс приходят дети со всего города. Для них проводятся классные часы, посвящённые успешности. И вот успешные дети из обеспеченных семей вдруг видят, что колесо, на котором они едут по жизни, – это на самом деле кривая шестерня. Причина — завышенная самооценка. Или ребёнок ничего не делает сам, чтобы быть успешным в жизни. Начинаем работать с ребёнком, и колесо становится более круглым.

-Вводить предмет «Что такое успешность» нет смысла. Надо создавать ситуацию успеха для учеников.

Она приводит пример с учениками-троечниками, которые стали авторами номера экологической газеты в лагере для одарённых школьников, сумели преодолеть себя и стать успешными в этой среде. Но в школе два действующих лица: учитель и ученик.

-Для многих учеников мы — неудачники.

Такое отношение к труду учителя вызвано положением учителя и школы в современном обществе. Думаю, что не одна Галина Дмитриевна честно сформулировала проблему отношений учителя и ученика, учителя и общества. И успешности всех действующих составляющих.

Во всяком случае, на встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России» Президент России заявил (и его слова процитировали самые различные СМИ): "Безусловно, мы должны думать о повышении престижа учительской профессии. Мы должны делать так, чтобы труд учителя оплачивался адекватным образом. Это очень важно. Мы должны делать так, чтобы в школах было современное оборудование. И наконец, мы должны делать так, чтобы наша школа действительно оставалась одной из самых передовых школ в мире».

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, отвечая на вопрос, почему собралась такая сильная команда профессионалов на этот конкурс, объяснил происходящие изменения: "Образование стало национальным приоритетом. Все поняли, что это — важнейший фактор подъёма экономики, а проблемы этой сферы — общие для каждого из нас. Отношение общества к учителю меняется, педагоги вновь почувствовали себя значимыми людьми".

Председатель Большого жюри, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий сказал: «Конкурс «Учитель года России» проходит уже много лет. Разные страницы были в его истории. Мне довелось возглавлять Большое жюри в тяжёлые 90-е годы, тогда один из участников, чтобы приехать на конкурс, продал часть своей собственности. Как меняется учитель, что происходит в нашей школе, каков вектор развития? Андрей Александрович (Фурсенко — Г.Б.) сказал, что конкурс этого года отличает необыкновенный профессионализм участников. Это так. Мастер-классы, которые дали конкурсанты, – это, без преувеличения, высокопрофессиональные уроки, позавидовать которым могут любые системы образования стран мира. Каждый из конкурсантов может быть лучшим преподавателем в любом ведущем университете нашей страны. По традиции я приглашаю участников конкурса работать в Московский университет, хотя понимаю, как вы нужны в своей школе».

Признание в родных Пенатах

В общем, круглый стол в школе №19, посвящённый встрече с финалисткой – лауреатом конкурса «Учитель года-2010» Галиной Дмитриевной Ус, изобиловал притчами и смыслами, удовольствием от победы, подробностями испытаний, через которые ей пришлось пройти, интересом коллег к опыту участия в конкурсах.

Ж.В. Прокофьева, начальник управления образования администрации Печенгского района, рада приветствовать Г.Д. Ус: «Мы горды вашей победой, Галина Дмитриевна, выражаем вам от всей души благодарность и уважение. Вы талантливы, интеллектуальны. Вы сумели показать всё лучшее на Всероссийском конкурсе. Вы доставили удовольствие всему нашему учительскому сообществу представить, что Печенгский район, Мурманская область достойно выглядели на российском уровне».

Г.Д. Ус вручается Почётная грамота от администрации Печенгского района, звучат слова поздравления от представителя муниципального образования г. Заполярный.

Она рассказывает коллегам:

-Конкурс запомнился встречами с очень интересными и очень разными учителями, которые приехали с неоднозначными и неординарными идеями. Много интересного и полезного. Много радостных моментов, много положительных эмоций. Очень хорошо принимали в школе, где проходил конкурс и в целом в самом Магнитогорске. Программа была насыщенной, но также решались вопросы релаксации и снятия напряжения. Хочется сказать слова благодарности людям, которые всё это обеспечили.

Итоги подводили в Москве. На встрече с Президентом были все 15 финалистов. Одно из наших предложений, высказанных во время разговора с ним, было принято Д. Медведевым: об отмене вычета из педагогического стажа командировок и курсов переподготовки. Прозвучало также предложение по ЕГЭ, что альтернативой ему могут стать результаты исследовательских работ. Это предложение Президент, подчеркнув, что могут быть варианты замены, но не отмены ЕГЭ, поручил рассмотреть министру А.А. Фурсенко.

В конце круглого стола в школе №19, в котором участвовали представители всех школ Печенгского района, специалисты управления образования сделали объявление о необходимости участия школьных учителей в новом конкурсе «Учитель года-2011». Жизнь не даёт возможности замереть в переживании.

Учитель из поколения в поколение передаёт самое важное, что должно сохраниться в настоящем и будущем. Он передаёт традицию и знания. Но особенность нашего времени в том, что знания быстро стареют. А это значит, что ответ на вопрос, кто больше готов к школе – ученик или учитель, остаётся постоянно открытым. Поэтому учителю, как и ученику, нужно непрерывно учиться. Таково мироустройство. А конкурс при этом остаётся прекрасной площадкой для поиска и демонстрации нового.

Думая об услышанных на круглом столе актуальных притчах, успешности и конкурентности, традициях и инновациях, вспомнила я одну из самых загадочных и философских сказок русского фольклора о курочке рябой, что несла яички то золотые, то простые – тут тебе, говорят философы, и сохранение традиции, и инновация, меняющая мир.

Такие вот повороты бывают в судьбе «обыкновенных» учителей, которых слышат и Садовничий, и сам Президент.


Г. Быстрова.
Фото автора.

 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru