Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
18.09.2010 Выпуск 2260 | Неопред. | В.Волин
Дверь к благодати и истине

Православный календарь

Так этот великий, двунадесятый, вселенский праздник – Рождество Пресвятой Богородицы – назвал Андрей Критский. Он установлен издревле на 21 (8) сентября (ещё в IV веке византийская царица Елена, за свои труды и ревностность в вере названная равноапостольной, была инициатором сооружения храма в честь и память рождества Матери Божией). И это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость.

Праздник имеет в основе своей два начала: духовное – день рождения Девы Марии – и земное – праздник урожая. Как и Иван Постник (см «П» №:67 от 11.09.10) день Рождества Богородицы также знаменует собой конец лета, когда осень вступает в свои права. Здесь проявляется третья составляющая дня, астрономическая – осеннее равноденствие.

ДУХОВНОЕ

Событие это произошло где-то в 3744 году от сотворения мира (по иудейскому календарю) или в 16 году до н.э. (по христианскому счислению) в небольшом местечке Назарете. Дата приблизительная потому, что мы знаем только лишь возраст, когда Мария была отдана в жёны Иосифу (14 лет ей тогда было), и опять же весьма неопределённую дату рождения Иисуса потом. И дабы не растекаться мысью по древу, покажем здесь только фрагмент генеалогического древа:

(племя Давидово и колено Иудино) → Матфан (священник из племени Аронова) → Анна (младшая дочь Матфана) + Иоаким → Мария + (непорочное зачатие) Иосиф → Иисус; София (средняя дочь Матфана) → Елизавета (дочь Софии) + Захарий → Иоанн Креститель.

Это к тому, кто с кем в каких родственных связях земного обетования находился. Дочь у Анны и Иоакима родилась только после 50 лет их супружеской жизни (Анна была бесплодна, что в те времена (а может, и сегодня) считалось в Израиле наказанием Господним за некие «тайные» грехи). Об этой грядущей радости их известил архангел Гавриил. А в 15-й день по рождению младенца по обычаю иудейскому ей было дано имя, также указанное ангелом, – Мария, что значит по-еврейски: «госпожа», «надежда». Действительно, став Матерью Творца, Мария явилась госпожой и надеждой всем людям. Поэтому и величают её ходатаицей, молебницей и заступницей за людей пред Богом.

ЗЕМНОЕ

Рождество Богородицы – конец «бабьего лета», начало которого в Семенов день (день памяти Симеона Столпника), что приходится на 14 сентября. Кстати, с 1692 по 1699 год в России Семёнов день отмечался как начало нового года. А про Семёновскую неделю говорили, что она дана бабам для того, чтобы они в последний раз перед зимой порадовались солнышку. Так на Рождество Богородицы приходится вторая встреча осени – вторые Осенины (первая — на Второй Спас, 19 августа (Преображение Господне). Это ещё одно название праздника. Говорили: «Всякому лету – аминь» (конец, значит).

А ещё Рождество Богородицы называют Оспожинками: от слов «госпожа» и «пожни» (жатва). Шёл сбор урожая. Собирали лук. Отчего этот день прозвали «днём луковой слезинки». Убирали пчёл на зимовку, отсюда ещё одно название – «пасекин день».

ТРАДИЦИИ

Рано утром шли девушки и женщины к реке (озеру, пруду, в общем – к ближайшему водоёму) «встречать матушку Осенину». Считалось, что если женщина умоется водой до восхода солнца, то будет красива до старости, а если девушка – будет просватана. И проводили на берегу целый праздничный ритуал.

Потом в храмах женщины (ведь, Рождество Богородицы по определению «женский праздник») ставили пред иконой Богородицы свечки, обмотанные бумажными цветами. А снизу свечи крепили бумажку с написанными по краям просьбами к Пречистой Деве. Да примечали: с какой стороны обгорит бумажка – та просьба и исполнится.

Пекли хлебцы с буквами Р и Б, которые раздавали домашним, клали под иконы, где их хранили до Рождества Христова, давали больным, чтобы хлебцы при этом запивали водой, освящённой в храме в этот праздник.

Рождество Богородицы наряду с Успением вхоже в число дней, когда отмечалось окончание жатвы («дожинки») – с песнями, гуляниями, взаимными гостеваниями и одариванием друг друга подарками. Отсюда название – «поднесеньев день». Одаривали и нищих. Причём, если женщина проявляла жадность, то это грозило ей бесплодием (ничего не поделаешь, примета такая!). Так что праздник этот отличался особым хлебосольством и гостеприимством.

На столах непременно – грибной и рыбный супы. И пироги. И всяко прочее, что «Бог послал» и «Матушка-земля одарила». Пекли овсяный хлеб, которым кормили и домашний скот. В общем, у каждой хозяйки были все возможности показать перед гостями свою домовитость и кулинарное мастерство.

С окончанием «бабьего лета» начинались «посиделки», «вечерки», «капустки» (с рубкой капусты для заготовки её на зиму).

Были на этот день и особые народные приметы на грядущие дни осени: присматривались к погоде дня, поведению зверья и прочих тварей Божьих; как предки наказывали и старики толковали – так, дескать, и будет… может быть… как знать… но здесь и сейчас это для нас как-то не очень актуально (глобальное потепление с разными заморочками, о которых нам теперь вещают учёные мужи, да и, действительно, видно и ощутимо, что что-то сегодня в «механизме планеты» сломалось…).

Так что сегодня будем обходиться без примет и больше прислушиваться к прогнозам Росгидрометцентра (благо, они становятся всё точнее).


В.Волин
 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru