Так на Руси в царских указах именовались святочные дни, в которые «без памяти упиваются, кричат, бранятся и дерутся». И надо отметить, что никакие призывы и строгости властей не могли унять народ. Святки оставались святками во всём весёлом разнообразии развлечений с калейдоскопом светлых и тёмных сторон.
Святки – дни от Рождества (по нынешнему календарю – 7 января) до Крещения (19 января), – когда старый год уходит, а новый только-только начинается; и будущее туманно…
И верили наши предки, что в это «переломное» время на земле появляются души умерших; да нечисть безнаказанно по земле разгуливает: потому, дескать, что открывает Бог врата ада, чтобы черти тоже могли отпраздновать Рождество (во как!). А вторая половина святок вообще называлась «страшной неделей». Отсюда – разгул и бесшабашность этих праздничных дней. И потому в них неизменно присутствуют магические ритуалы, призванные 1) задобрить души умерших предков, 2) защитить от нечисти и 3) обеспечить благополучие на год (ну или хотя бы поведать, будет ли оно).
И вот, чтобы «согреть» родителей, якобы приходящих к потомкам, жгли наши предки подле своих домов костры. Да ещё подбрасывали туда липовые и берёзовые веники (это значит, чтобы пришедшие «парились как в баньке» при этом). Души приглашали на святочные трапезы. По этому поводу для них на стол выставляли поминальную кутью, овсяные блины и кисель. Всё – с надеждой (можно считать её детской, как угодно), что родители, уваженные потомками, помогут им в наступающем году.
А от нечисти сначала тщательно подметали избу, затем мусор (ведь именно в нём, вероятнее всего, «гнездилась» нечистая сила!) уносили подальше от деревни. Дома и пристройки кропили святой водой, окуривали ладаном, а на дверях и воротах ставили мелом кресты.
Чтобы узнать о видах на грядущий урожай женщины вершили действо – «заваривали кашу». И это был целый обряд, досконально расписанный и регламентированный, пересказом которого мы здесь заниматься, конечно, не будем.
В святки ждали вещих снов. И, по многочисленным пересказам, таковые случались. А чтобы они сбылись, клали (для надёжности: сны хоть и вещие, а «подстраховаться» всё же не мешает) под подушку ножницы и хлеб.
Помимо этих (и других, сопутствующих) ритуалов были у святочных дней особинки, присущие только им, яркие и самобытные и, что характерно, неискоренимые, хотя попытки к тому предпринимались властями неизменно с неизменно нулевым результатом.
Во-первых, это гадания. Помните? – «Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали…». Сначала объяснимся, что так как венчает святки праздник Крещения, то и все святочные вечера называли ещё крещенскими. И гадали, как правило, вечером или ночью, в одиночку или группами, дома или в амбаре, или в каком ином укромном месте. Гадали различно, на чём угодно и как угодно. Кстати, весьма сочно и колоритно описаны некоторые обряды гаданий в балладе В.А.Жуковского «Светлана», первые строки из которой здесь упомянуты.
Самым «подходящим» временем гадания считался Васильев вечер, 13 января, вечер накануне дня Василия Великого. Что примечательно: ведь знали всегда люди, что гадание – это сношение с потусторонними силами; к тому же верили в засилье тёмных сил в эти дни, как отмечено ранее. Значит, если действенно это действо (гадание), то вероятность «реально обжечься» возрастает на порядок. К тому же, весьма не богоугодное это дело. Но нет! – запретный плод, как видно, и сладок и манит неудержимо…
Второе – это колядования (коляды). Когда группами во главе с мехоношей с большим мешком обходили дома. Заходя в дом, называли себя особыми гостями, призывая хозяев встретить их достойно и разрешить «покликать Коляду», т.е. спеть особые песни, называемые колядками или овсенями. В песнях тех желалось хозяевам благополучия, а иногда и величался каждый член семьи наособинку. За песнями следовало вознаграждение. По сути – это был обмен дарами: колядующие дарили песни и добрые пожелания, а хозяева наполняли мешки благодарственными дарами – от пряников (козулек) до денег. А над всем этим шёл взаимообмен хорошим настроением.
Здесь следует отметить, что этот обряд имеет древнеславянские истоки. Когда приход колядующих ассоциировался с приходом из иного мира предков, а одаривание подразумевало символическое жертвоприношение. Таким образом, этот элемент празднества – из глубины дохристианских веков. А «привязывался» праздник к первым дням «преломления года» (после зимнего солнцестояния).
И третий неизменный атрибут святок – это ряженье. Маскарад с играми, песнями и плясками. И вот здесь уж действительно следовало «бесовское буйство». Во что только не рядились! Какие маски только не надевались, одна чуднее да страшнее другой. Глядишь, кто-то уж морду чёрта нацепил (как представлялся людям сей образ). И гулянье на маскарадах этих были весьма вольными (во всех отношениях) – от ядрёных частушек-прибауток до просто матерных выкриков. Пляски тоже не напоминали благопристойных хороводов – эдакие прыганья с подвизгом под бубны и бряцанье тарелками. Всякие вольности были в порядке вещей. В общем, молодёжь отрывалась по полной (причём, с полного согласия старших: ведь те и сами были молодыми!). Одним словом, шабаш!
После таких «забав» наступало Крещение. И участники их шли в праздник на исповедь, причастие и окунались повсеместно в крещенскую воду, дабы смыть с себя утехи греховные.
Так было. Ну а нам сегодня остались память и сами святки, святые дни между двумя знаменательными событиями – Рождеством Христовым и Крещением Господа нашего Иисуса Христа. В годичной небесной Мистерии эти даты разделены 12 днями. А две тысячи лет назад их разделило 30 лет…
Святые даты… святые дни…
В. Волин