Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
19.12.2009 Выпуск 2186 | Россия | В.Волин
Покоритель народа

Православный календарь

Так переводится с древнегреческого его имя. И он исполнил данную ему именем миссию. Исполнил и продолжает исполнять…

Именно покоритель, а не завоеватель. Это различие важно. Как то, что покорял он не земное и тленное, что есть в людях, а их души и сердца, высшее и вечное.

Он прожил долгую (порядка 70-ти с лишним лет) жизнь (надо помнить, что средняя продолжительность жизни в те времена была лишь около 30 лет). При нём сменилось три «небожителя», но они ушли и канули в лету, как исчезла потом за ними и их великая империя. А он ушёл и… остался… и продолжает покорять из вечности в людях то, что в них вечно.

При жизни он был любим и почитаем в своём городе, где служил архипастырем, в родной провинции. Его знала и чтила вся христианская община древнего мира. Ныне его знают и почитают во всём мире.

Дважды в году – 22 мая и 19 декабря – христиане особо чтут его. А в молитвах обращаются каждодневно. Вот и сегодня краткое воспоминание о нём мы сопроводим выдержками из молитвенного обращения к нему.

Его зовут Николай, святитель и чудотворец; в народе его величают ещё угодником — угодным Богу и людям…

«Пресвятой Николае, предвари и избави от настоящия беды и спаси стадо твое молитвами твоими.»

Вкратце пройдёмся в ограниченном газетном формате по его биографии.

Годы его рождения и смерти предположительны. Год рождения – где-то 280-й (но точно, что при императоре Валериане). Родители – Феофан и Нонна. Место рождения – город Патары (провинция Ликия Римской империи, Малая Азия). Кстати, город этот в те годы был примечателен храмом Аполлона.

Здесь Николай получил свой первый духовный сан пресвитера (в становлении на этот путь большую роль сыграл его дядя, епископ Патарский Николай). Отсюда он отправился в своё первое путешествие в Иерусалим, когда по преданиям стали появляться его чудодейственные силы.
«…многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя…»

По возвращении из святой земли он переселился в город Миры, один из шести крупных городов Ликии, что лежит к востоку от Патар. В Мирах по смерти епископа Иоанна христиане единодушно приняли епископом Николая.

Во время гонений при императоре Диоклетиане Николай был заключён в тюрьму, где пребывал до воцарения Константина Великого.
«…от пленения восхищая и принося в дом, из уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая, и от смерти освобождая…»

В 325 году он принял активное участие в I Вселенском (Никейском) соборе, на котором проявил себя как последовательный и твёрдый провозвестник православной веры, жёстко выступая против отступников (увы, разброд и шатания были уже и в ранней христианской церкви).

«…даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моех, во всем житии моем, делом. Словом, помышлением и всеми моими чувствы…»

Почил архиепископ Николай примерно в 355 году в Мирах, где и был похоронен. День его упокоения установили на 19 декабря. А в 1087 году, дабы уберечь святыню от поругания (слишком частыми и всё более проникновенными стали набеги сарацын), его мощи перенесли в город Бари (Италия), где они почивают и поныне. Перенесение мощей стало второй календарной датой памяти – 22 мая. С его мощами связано весьма яркое посмертное чудотворение – они мироточат: источают маслянистую жидкость (миро), обладающую уникальными целебными свойствами.

Есть ещё фольклорная версия причины двойного годичного поминовения, весьма поэтическая и красивая, но это её единственное, хоть, признаемся, и весьма весомое, достоинство.

«…во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения…»
К слову, в обряде похорон XVII-XVIII веков в России отмечался обычай – в руку умершему вкладывали «письмо к Николаю» с просьбой о прощении грехов.

Надо отметить, что на Руси отношение к святому Николаю всегда было особое. Первый христианский храм в Киеве – церковь святого Николая – появился за столетие до принятия Русью христианства. Уж наверняка никак не мог предполагать святитель при всей своей прозорливости, что будет столь любим народом в стране, которой при его жизни ещё и не было. Он стал не только национальным, но, более того, крестьянским, мужицким святым. «Нет за мужика поборника супротив Николы», – говорили люди и молились «тёплому помощнику и скорому заступнику» «во всех нуждах»: «Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии…».

Майский день памяти – «Никола вешний», декабрьский – «Никола зимний». В эти особые дни и во все прочие обращения он был и остаётся для страждущих «нечестия противоборец и благочестия поборник», «плачущим утешение», «великий заступник и тёплый в бедах обретающимся, сущим на земли и плавающим». Всё это – он, святитель Николай, архиепископ Мирликийский.

Есть много бытописаний о действенности его помощи по молитвам. Любознательные могут прочитать об этом. Но можно ограничиться и просто верой по принципу «мудрому достаточно».


В. Волин


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru