Истоки этого праздника лежат в раннехристианских временах. Так считаем мы, судя по письменному свидетельству Климента Александрийского (II век) о ночном праздничном бдении. У праздника есть разные названия, каждое из которых имеет обоснование.
Его называют Богоявлением. Ведь когда Иоанн крестил Иисуса в водах Иордана, всем зримо и чувственно было явлено божественное триединство: звучащий с небес голос Бога-Отца, находящийся в водной купели Бог-Сын и слетевший в тот момент с неба в образе голубя Бог-Дух Святой.
Это праздник светов. Ведь Бог – это свет, что просвещает «седящих во тьме и сени смертной». Не потому ли, отчасти, все праздничные богослужения ведутся в храмах при множестве зажжённых лампад и свечей. С зажжёнными же свечами следуют люди в крестных ходах.
Это день просвещения. Ведь отправной точкой спасения явилось просвещение (наряду с явлением) Спасителем. Отсюда и давний обычай – с предпразднества совершать в церквах крещение «оглашенных» (подготовленных к этому таинству).
Ещё он называется festum trium regum – праздник трёх царей. Под таким названием католическая церковь отмечает его и ныне ежегодно 6 января. А появилось оно оттого, что первоначально этот праздник отмечался вместе с Рождеством, а одним из основных действ Рождества было поклонение волхвов (трёх духовных царей) – Мельхиора, Гаспара и Валтасара.
Ну а в православной церкви установленное название праздника – Крещение Господа нашего Иисуса Христа, или расхожее – Крещение Господне, или просто – Крещение. Оно говорит о главном действии, что отражает праздник, – водном крещении Мессии под рукой Предтечи.
Отмечаем мы его 19 января.
ТАК БЫЛО
Основные действа праздника – это крестный ход, молебен и водосвятие. После этого – купание всех желающих в освящённой воде (если это происходило на открытом водоеме: реке, пруду, озере).
На Руси в допетровскую эпоху центром этих событий была Москва и Москва-река, где устраивалась праздничная «Иордань». Во льду делалась крестообразно прорубь; подходы к ней украшались ткаными из золота и серебра коврами, шёлковыми цветами, большими зелёными (из меди) листьями с изображениями на них птиц. У «Иордани» ставили подставку типа аналоя, а близ неё устанавливали деревянный крест, на верхушке которого изображали голубя (символ Святого Духа). И вот – сам праздник, на который стекалось множество москвичей и окрестных жителей, являлись все иноземные посольства, сходились паломники.
По окончании праздничной литургии из Успенского собора отправлялась пышная процессия. Впереди – два диакона с хоругвиями. За ними – диаконы, священники в богатых ризах с иконами на груди, епископы, монахи, патриарх, за патриархом царь, следом бояре. Предварял шествие отряд стрельцов. Патриарх и царь занимали у «Иордани» специально отведённые для них места (по-современному – vip-места), отделённые дворцовой секьюрити от народа решёткой (оригинальная деталь). Раздавались свечи, и начинался чин водосвятия. Во время погружения креста в воду подносили знамёна для окропления. Патриарх черпал серебряным ведром воду, наполнял «государеву стопу», которую относили во дворец для окропления комнат, осенял царя крестом и поздравлял с праздником. Потом царь поздравлял патриарха и принимал поздравления от бояр, один из которых произносил речь. По окончании торжества царь в санях уезжал в свои палаты; у патриарха был «большой стол»: накрывались столы для многих людей на патриаршем подворье.
В 1700 году Пётр I участвовал в водосвятии на реке Неглинной как капитан Преображенского полка и шёл вместе с полком. Здесь на устроенной «Иордани» окроплялись царское и полковые знамёна под гром пушечных залпов. Отсюда установилась традиция – везде, где квартируют воинские части, проводить водосвятие в присутствии войск с освящением воинских знамён.
Впрочем, сегодня это только красивая история…
ТАКОЙ ВОТ ПРАЗДНИК
Начинается праздник с сочельника, 18 января. Конец всех святочных забав и строгий пост с установлением – не есть до «первой звезды». Потому крещенский святой вечер называют ещё «голодным».
Есть традиция – печь в сочельник обрядовое печенье – кресты. При этом делались и печеньица именные (со смыслом). Мать семейства, раскатывая и формируя тесто, помечала изделия ей ведомыми знаками: например, себя – изюминкой, мужа – маком, сына – анисом, дочь – тмином, или метила ножом первую букву имени. И символы, вынутые из духовки, «рассказывали», какой жизненный крест придётся нести в наступившем году каждому члену семьи.
Жёлто-розовый пропечённый крест – к здоровью, успеху, благополучию. С трещинкой и надломами – к трудностям, переменам в судьбе. А вот горелый или непропёкшийся сулит болезни и душевные травмы. Его есть нельзя, а надо вынести на улицу и скрошить птицам. Примечено, что небесные создания помогают «избыть горе». А вот деликатная «тонкость»: домочадцам, кому выпали «неудачливые печенья», знать про то ни к чему (вот почему их изначально «секретили»). Для сбережения «тайны» есть дополнительный противень, с которого все и угощаются румяными вкусными крестами. И у всех хорошее настроение! (И здесь мы видим сокрытое гадание: ах, как соблазнительно всё же заглянуть в будущее!)
Есть поверье: в богоявленскую ночь перед утреней небо «открывается»; и о чём «открытому» небу помолишься, то и сбудется.
И ещё поверье: если в ночь с 18 на 19-е наполнить серебряную чашу (или другую ёмкость из этого металла) водой, то ровно в полночь вода начнёт колыхаться (как бы повторяя момент крещения Иисуса). С этой минуты вода приобретает целебные свойства и будет помогать от недугов, страхов, стрессов если её пить и ею умываться.
Целебной силой обладает также крещенский снег, собранный крещенской ночью с чистого поля. Его можно хранить в морозильнике. Примечено: если таким снегом обтирать больных, то они почувствуют облегчение; отступает боль, нездоровая кожа очищается, в душу вселяется покой. (Сам не пробовал, передаю, что рассказывают. Но попробовать-проверить может каждый. Думаю, вреда от этого, уж точно, не будет.)
Ну а за «гарантированной» святой водой (агиасмой) следует идти в храм. На крещение чин водоосвящения совершается дважды – на вечерней службе 18-го и после праздничной литургии 19-го. А вот о свойствах и особенностях крещенской святой воды – это уже отдельный, особый разговор.
Здесь же и сейчас остаётся лишь добавить последнее.
Этот праздник имеет ещё одно название, хоть и не входящее в письменные анналы, но имеющее не менее весомое обоснование, чем уже перечисленные. Это день радости. И вот к этому есть одна рекомендация. Следует хоть на полчаса оторваться от праздничного стола с яствами и выйти на улицу; побывать на свежем воздухе, «пропитаться» крещенским морозцем, дарующем молодость и энергию. И радости, право слово, будет больше, чем от аппетитной «няни с кашей»!
Ну а что дальше? А дальше, после Крещения наступает мясоед, и по традиции это время свадеб. Но это, как говорится, уже другая история…
В.Волин