21 ноября – Собор архистратига Михаила и с ним всех Сил Небесных. Знаменательная и назидательная дата. Конечно, для людей ищущих. Вернее даже сказать – это дата-событие.
Знамение начинается уже с того, что в юлианском календаре это восьмой день (8 ноября). По Апокалипсису это день Страшного Суда, будущий Святой день всеобщего Воскресения, когда предстоит всем пройти Суд Божий чтобы обрести жизнь вечную: после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый".
Ноябрь был у римлян месяцем девятым (novem). А девять – это и общее число всех сил небесных (Священное Писание делит весь их сонм на три иерархии по три чина), и девять чинов ангельских в отряде архангелов, возглавляет который архистратиг Михаил. Так, не погружаясь глубоко, можно охарактеризовать знаменательность.
Назидание же раскрывается прежде в имени каждого архангела, в деяниях, им совершённых и совершаемых. А в Восточной церкви для пущей наглядности приняты ещё иконописные изображения архангелов, где в аллегорической форме отражается их «небесная специализация».
Посмотрим на эту «галерею» и сейчас только лишь напомним себе о каждом воителе за наши души грешные пред Богом.
МИХАИЛ – «кто яко Бог». В св. Писании он речётся «архистратигом силы Бога, единым от старейшин первых, князем великим». Архистратиг Михаил – победитель отпавших ангелов. И на иконах мы видим как попирает он ногами Люцифера (дьявола), в битву с которым вступил. В левой руке его финиковая ветвь (символ победы); в правой – копьё, на котором белая (знак святости) хоругвь с вытканным на ней красным крестом (во имя которого и ведётся борьба с царством мрака и тьмы). Михаил – охранитель русских городов от нашествий и бедствий, что также отражено в иконографии: вот Пресвятая Матерь Божия, любя Русь как вверенную Ей Её Сыном вотчину, является в окружении сонма Небесных Сил под водительством Архистратига Божия Михаила.
ГАВРИИЛ – «сила Божия». Он – провозвестник всемогущества Бога, вестник судеб о спасении рода человеческого. Писание неоднократно в преддверии великих событий упоминает о нём: вот он возвещает о зачатии Предтечи, приносит весть о рождении Сына Божьего; является Иисусу, когда тот молится в Гефсиманском саду, для подкрепления сил того; сообщает Богоматери о дне Её Успения. Вот и на иконах мы видим его с райской ветвью (от некоего райского дерева, неизвестно какого, т.е., как говорится, аналога на земле не имеющего, что символизирует, видимо, Высшую Весть). Есть и более содержательный его образ – архистратиг Гавриил держит в левой руке зеркало из ясписа (яшмы), а в правой – фонарь с горящей внутри свечой. Последнее – символ того, что судьбы божьи сокрыты (как свеча в фонаре) до времени их исполнения, а по исполнению постигаются только теми, кто смотрит в зеркало Слова Божьего и своей совести.
ИЕГУДИИЛ – «хвала Божия». Укрепляет трудящихся для славы Божией и ходатайствует о воздаянии им за их подвиги. На иконах он держит в левой руке бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами (в наказание грешникам), а в правой – золотой венец (знак награды благочестивым).
ВАРАХИИЛ – «благословение Божие». Он – радетель и ходатай пред Богом, испрашивающий людям божеские благодеяния. Отличительность этого архангела – на одежде на груди у него белые розы – предвестие блаженства в Царствии Небесном.
Эти два имени не упоминаются в священном Писании, а пришли к нам из церковных преданий. А вот имена трёх других архангелов можно встретить в апокрифе, в третьей книге Ездры.
УРИИЛ – «огонь и свет Божий» – просветитель потемнённых (как можно назвать ненароком заблудших). Сообразно и его изображение: в опущенной левой руке у него огненный пламень, а в правой, поднятой против груди – обнажённый меч. Всё это знаменует особо сильную ревность к Богу.
САЛАФИИЛ – «молитва к Богу». Он побуждает людей к молитве, этому особому языку общения с Богом. И мы видим его с умилённым, склонённым лицом и опущенным долу взглядом, как присуще вдохновенно молящимся.
ИЕРЕМИИЛ – «высота Божия». Для него, чтобы указать, что изображён именно этот архангел, делают на иконе соответствующую надпись. Да и действительно, за словом всё вроде бы понятно (хоть и пусть интуитивно общо) его назначение, а вот это как изобразить?..
Следующий архангел настолько колоритен в иконографии, что о нём стоит сказать подробнее. Точнее, не столько о нём, а о появлении его имени в истории.
РАФАИЛ – «помощь Божия». Его назначение – исцеление человеческих недугов. Так что в чуть приподнятой левой руке он держит сосуд с врачебными средствами, а за правую ведёт юношу, несущего пойманную им в реке (вот она невдалеке, хоть перспектива в иконописи и иллюзорна) большую рыбу. И ясно, что за этим какая-то история. Какая? В нашем формате мы за недосказанностью сохраним интригу, но попытаемся задать направление, в котором каждый может последовать самостоятельно. Начнём с изображения.
Архангела мы определили. Юношу же того звали Товий (с евр. – Иегова благ). Река – Тигр, где он поймал рыбу. Рыбу ту запекли на костре и съели. А её сердце и печень истолкли и курением в кадильне исцелили жену Товия Сарру от мучений демона. А из желчи приготовили мазь, исцелившую глаза Товита (угодный Иегове), отца юноши. Тот написал потом XIV глав, названных его именем — книгой Товита, где изложил подробно всю историю своей семьи и явления Рафаила, ставшего центральной фигурой книги. С сюжетной канвой (весьма, кстати, занимательной) каждый при желании может познакомиться сам.
Добавим, что книга Товита отмечена особой назидательностью, доходчиво и ясно открывающей пути Божьего промысла. Однако, как отметил митрополит Филарет (Фёдор Никитович Романов, отец Михаила, основоположника царской династии), «назидательное в ней неудовлетворительно для ищущего чистой исторической правды». Действительно, хоть из текста книги и следует, что она написана неким Товитом (да и названа по имени его), но вот Иосиф Флавий, к примеру, ни слова не говорит о Товите. Так что, кем, где и когда она написана, неизвестно. Лишь изложенные в ней исторические ссылки позволяют отнести её появление к маккиавеевским временам (двум последним векам до Рождества Христова.). Она известна на разных языках, но в еврейском тексте (Торе) её нет. И первоначальным языком изложения признаётся греческий.
СЕДЬМОЙ. Мы отметили, что в небесном воинстве девять архангельских чинов – два архистратига и семь архангелов. В книге Товита записаны слова Рафаила – «Я, Рафаил, один из семи ангелов, которые возносят к Богу молитвы святых». Но до сих пор нами названо лишь шестеро архангелов. А вот имя седьмого неизвестно. Кто он такой и какова его «небесная специальность», можно только догадываться. Нет и «портрета» (иконописного изображения с ясным указанием). Есть ближайшее предположение. Возможно, что это архангел Смерти, тот, к кому мы обращаемся с молитвенными словами – «Пощади меня в час смерти моей… и да не лишит меня Всемилостивый Господь жизни вечной» (ведь всегда надлежит помнить о последнем часе, который нам неведом и всегда неждан!). А возможно, что это Архангел Жизни, начальник сонма ангелов-хранителей. Именно к нему (и каждый к своему) мы обращаем каждодневно слова: «Святой ангел-хранитель мой, моли Бога обо мне, грешном». А может быть, седьмой архангел един в двух ипостасях – жизни и смерти, ведь это две стороны одной медали, как говорится. Бог весть…
В. Волин