Православный календарь
«…под Твою милость прибегаем, Богородице Дево;
молений наших не призри в скорбях, но от бед избави нас…»
(из молитвы)
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы; праздник, отмечаемый православными как День рождения Девы Марии, когда примерно за 20 лет до н.э. в Назарете родилась у Иоакима и Анны дочь, вымоленная у Бога бездетными супругами уже на склоне их лет. Через три года по данному ими обету они отведут Марию в Иерусалимский храм (праздник Введения мы отмечаем ежегодно 4 декабря), где она будет воспитываться до 14-летнего возраста.
Андрей Критский образно назвал праздник Рождества Богородицы «дверью к благодати и истине», где образы Иоакима и Анна олицетворяют собой пример смирения, а рождение Марии – дарование людям надежды на приход в мир Спасителя. Так общим словом можно охарактеризовать это событие и празднество его.
Здесь и сейчас мы не будем вспоминать библейскую историю. Коснёмся лишь некоторых аспектов и традиций праздника; ведь как широко и празднично отмечался всегда в России этот день!
В празднике этом можно отметить два начала – земное и духовное. Соответственно, есть к нему и «дополнительные» названия. Некоторые из них мы вспомним.
Духовный исток, понятно, это рождение Девы Марии, Матери Иисуса Христа. И звался день – Малая Пречистая. И уже по одному этому можно «характеризовать» праздник как «женский». В котором основные «действующие лица», с одной стороны – Дева Мария, заступница перед Богом, «ходатаица», «молебница» за людей в их нуждах. С другой – народ, что шёл в нарядных одеждах на праздничное богослужение помолиться Пречистой Деве. А стержнем всех молитв всегда был и есть призыв задуматься о воспитании детей, о спасении их душ.
Ещё вершится на службе этого дня водосвятный молебен. Считается, что рождественская богородичная святая вода обладает свойствами, по которым и пользуют её на особый случай. Принято было, в храме женщины ставили перед иконами Богородицы свечки, обмотанными бумажными цветами; а снизу на свечку надевали бумажку, на которой грамотные писали вкруг по сторонам и углам (как бы лепестками) просьбы к Богородице.
Бытовало поверье – с какой стороны обгорит бумажка, то пожелание и исполнится; ну а если сгорала она вся полностью, значит, все просьбы услышаны.
Дома пекли хлебцы с буквами Р и Б, которые раздавали домашним и нищим, хранили до Рождества Христова под иконами (за божницей), да давали больным со святой водой, освящённой в этот день.
Касательно земного начала, то Рождество Богородицы отмечалось и как праздник сбора урожая. Отсюда житейское название – оспожинки, от двух слов происходящее – «госпожа» и «пожни» (жатва). Хлебосольный и гостеприимный (как, впрочем, и все христианские праздники), с непременными грибными и рыбными супами в застолье, он отличался взаимными гостеваниями во весь день, да не просто так, а с подарками, по обычаям и правилам, что тоже были на особинку. И название ему было – «поднесеньев день». А жадность в сей день, говаривали, могла обернуться для женщины бесплодием. Впрочем, жадность и скупость никогда не несли в России положительных черт, так повелось.
Вспомним ещё одну «фишку» – когда рождественским вечером молодые шли в гости к родственниками, перед тем жена завязывала на поясе ленточку с буквами Р и Б (чтобы семью не сглазили!). И вот если ленточка та развязывалась, значит, молодым в тот день и вечер завидовал кто-то «лихо» и желал им зла (тут уж оглядывайся да приглядывайся окрест жена, ибо на беспечного мужа («бабьи выдумки всё!») нет надёжи!).
День Рождества Богородицы – это астрономическое осеннее равноденствие. Вот и на отрывном календаре мы видим, что почти надвое – день и ночь – делятся сутки. А в народе говорили: солнце с месяцем играют. Отсюда ещё одно название дня – осенины – вторая встреча осени (первая выпадала на второй, яблочный Спас, что отметили 19 августа, сиречь праздник Преображения Господня). А вот канувший в лету обычай – рано утром шли к реке девушки и женщины «встречать матушку Осенину». Считалось, если до восхода солнца женщина умоется водой, то будет красива до старости, а девушка – всенепременно будет просватана. Верили – не верили, но исправно умывались: традиция!
С приговором «всякому лету – аминь (конец)» убирали с пасеки пчёл на зимовку («пасекин день»), добирали с грядок лук («день луковой слезинки»).
21 сентября заканчивается так называемое «бабье лето», начавшееся 14 сентября в Семёнов день (день памяти Симеона Столпника). Кстати, день тот с 1492-го по 1699-й годы считался в России как Новолетие, начало нового года. А следующая Семёновская неделя, до Рождества Богородицы, говорили, дана бабам для того, чтобы они в последний раз перед зимой порадовались солнышку. Ну а мужики «прозорливо» ёрничали: какое, дескать, лето, такие и бабы…
Ну и как же в такой знаменательный день без примет. Вот и высматривали – гадали наши предки:
# Птицы поднимаются к небу – осень ещё далека; жмутся к земле и ищут корм – к осени холодной и голодной.
# Дождь – к преждевременным дождям.
# Утро чисто, видны звёзды – скоро холода.
# Утренняя роса – через месяц иней (впрочем, для нас, северян, это уж совсем не актуально; вот и гидрометеорологи «обещают» нынче для
Заполярья в третьей декаде сентября первый снег, который, конечно же, растает, но всё же…)
# С утра тепло, а после обеда холоднее – ранние морозы и суровая зима.
# Ветер – к малоснежной зиме с суровыми ветрами.
# Быстро рассеивающийся утренний туман – к переменчивой погоде: то тепло, то дождь холодный.
Да много ещё чего можно было бы вспомнить для «провидческого» наблюдения. Да только тщетой видится всё это сегодня, когда по всей планете «погоды сошли с ума». Так что и приметы эти – уж не природоведческий посыл, а скорее назовём «осколком» общего культурного наследия быта прошлого, не более: занимательно, познавательно и – всё.
Ну а мы закончим сегодня повествование и начнём день Рождества Богородицы, как и начали эти вспоминании – душевным молитвенным обращением к Пречистой Деве Марии, как утешительнице в скорби и унынии, защитнице от бед и напастей и мировой материнской носительнице нашей надежды. И да пребудет так!
В.Волин