Православный календарь
7 июня — день Святой Троицы (Пятидесятница). Праздник, глубоко и широко чтимый на Руси. А предваряет его Троицкая родительская суббота, которая является днём поминовения усопших по определению. Исключение составляют лишь несколько дней в году — Радоница (вторник второй (Фоминой) недели по Пасхе) и дни воинской славы (поминание павших в ратных боях за Отечество).
Суббота — день покоя, установленный ещё Ветхим Заветом.
Суббота — день, когда тело Спасителя ещё покоилось в гробу; «сей есть день благословенный», – звучат слова стихиры в Великую субботу накануне Пасхи.
Суббота — канун дня Страшного суда, когда надлежит всем и каждому предстать перед Богом с отчётом за свои дела и помыслы.
В Троицкую родительскую субботу подают в храмах записки поминовения, которые передаются в алтарь, где в Божественную литургию при особой молитве они прочитываются (поминаются) священником. Люди веруют, что этим особым актом передаётся душам умерших особая благодать и облегчение. Человек умерший завершил свой жизненный путь и ничего из пройденного исправить уже не может. Живым же не дано знать более того, что им определено. Но дана молитвенная сила, чтобы помочь ушедшим. И по мере сил душевных люди помогают. Сказано: «Великое дело молитва. Она преклоняет Господа на милость, сближает нас с людьми, с которыми мы разлучены, прогоняет уныние и тоску, вселяя в сердце утешение и надежду».
По традиции в родительскую субботу люди ходят на кладбище, обустраивают могилы близких, поминают их. Поминают так, чтоб не было скорби и уныния, но приходил блаженный покой и умиротворённость…
А тот знаменательный день (предположительно это было в 3791 году «от сотворения мира» по еврейскому календарю) выпал на 6 сивана. То был воскресный день праздника шавуот с массовыми паломничествами, торжественными богослужениями, обширными гуляниями. Его называют ещё Днём первых плодов, когда заканчивается в Израиле первая жатва, и в храмы несут благодарные приношения, а дома и синагоги украшаются ветками деревьев и цветов, которые символизируют тору — «дерево жизни». (В России подобный праздник сбора первых плодов отмечается в день Преображения Господня 19 августа как «яблочный Спас».)
Но ученики Иисуса не пошли 6 сивана в Иерусалимский храм, опасаясь гонений. Они собрались в празднично украшенной горнице на Сионской горе. К тому же они помнили, что это — день десятый, тот, когда по обетованию вознёсшегося Учителя к ним должен был явиться Некто Утешитель (называли пока неопределённо, так как не ведали ещё силы Святого Духа). О случившемся далее записано в книге Деяний и есть множество толкований в святоотеческих трудах.
У славян в дохристианские времена этот праздник — проводы весны и встреча лета, культ прославления расцветающей природы. А символом расцвета издревле была молодая берёза.
Совокупность древнеславянских и христианских истоков породили в России особые обычаи и традиции праздника.
Первая и зримая из них — украшать в день Святой Троицы дома и храмы молодыми деревцами, ветками берёзы, букетами полевых цветов. После обедни ветки и цветы приносили домой и хранили в «переднем, красном углу», за иконами, чтобы с началом жатвы положить эти растения в житницу, подмешать к свежему сену (на здравие домашнему скоту). Вили из принесённых веток венки, которые клали в горки, где высаживалась капустная рассада (к плодородию).
После обедни выходили в поле с иконами, нередко с водосвятным молебном. Если в Израиле в шавуот отмечают первую жатву, то в России к Троице только завершаются первые полевые работы. Отсюда молитвенное обращение о благополучии на новый урожай.
На полянах и в рощах молодёжь устраивала «летние святки» — гуляния с ряжеными, с песнями, с хороводами. Посему девушки шили к этому дню праздничные наряды; а традиционным головным украшением был венок из полевых цветов (на юге) или убор, шитый золотыми нитями и металлическими пластинами (на севере).
Нередко в доме одного из сельчан устраивали в складчину «девичник», где главными блюдами на столе были яйца, яичница и троицкий каравай.
В день Святой Троицы собирали лекарственные травы (считалось, что они наполняются в этот день особой магической силой).
Перечисленное — лишь малая толика «преданья старины глубокой». Ведь в каждой местности были и какие-то свои особинки празднования, что привносили дополнительную красоту и торжественность празднику.
Но за всеми ритуальными действами была и остаётся суть праздника — сошествие Святого Духа для придания силы каждому из живущих. В то и веруем.
В. Волин