120 лет назад был установлен «праздник трудящихся», «визиткой» которого стал расхожий слоган «мир, труд, май». По-разному отмечался он раньше и ныне, «у них» и «у нас». За этим, с одной стороны, сила пристрастий, а с другой, как отметили бы «высоколобые», – «довлеющая историческая неизбежность». Но, несмотря на государственное переустройство, праздник этот остался (традиция!), хотя слово «трудящиеся» всё чаще стало заменяться малопонятным «гастарбайтеры». Так что сегодня, в преддверии Первомая, мы ещё раз вспомним об истоках праздника. А вспоминая (по возможности непредвзято), увидим, что истоки его сотканы из парадоксов, а лучше сказать — казусов.
КАЗУС ИСТОРИЧЕСКИЙ
В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала одним из решений постановил отмечать ежегодно 1 мая как День солидарности трудящихся в ознаменование события, произошедшего 1 мая 1886 года в Чикаго, где состоялось первое массовое выступление рабочих и пролилась «рабочая кровь». На том и порешили. Так это и отмечено в энциклопедических анналах. Скуповато, конечно. Потому нашлись энтузиасты, пожелавшие узнать подробности о «кровавом» чикагском выступлении. Каково же было изумление исследователей, когда никакого документального подтверждения тому событию они нигде не обнаружили: ни в архивах магистрата, ни в прессе того времени! Да и как могло быть иначе, ведь Чикаго тех времён — это не индустриально-промышленный комплекс, каким он станет позднее и будет вызывать соответствующие ассоциации. Поэтому там просто не было пролетариата, который поддаётся организации, и которому, как общеизвестно, нечего терять, кроме собственных цепей.
Город Чикаго в то время был большой скотобойней и центром оптовой продажи свежего мяса. Со всей округе везли сюда фермеры свою мычащую и блеющую живность, которая на месте превращалась в разделанные туши. Так что текли в городе реки крови отнюдь не людской, а убоины. Вот и выходило, что с первопричиной ерунда какая-то получается… На этом следопыты попридержали своё рвение, всё оставили как есть, т.е. в тех нескольких строках энциклопедии, а о прочем постарались «забыть» (иным «помогли»).
КАЗУС МИФОЛОГИЧЕСКИЙ
С тем, что вместо исторического обоснования установления праздника е его авторов было, видимо, лишь желание, которое называется «субъективная необходимость», всё понятно. Но почему именно день 1 мая? А вот ответ на этот вопрос веет уже мистикой.
Ночь на 1 мая — это знаменитая Вальпургиева ночь, когда собирается на «сходняк» вся нечисть и пирует. Известны даже их излюбленные места сборов. Главное — это, конечно, гора Брокен горного массива Гарц, что на юге Германии. Есть и другие не менее известные «ведьмины центры», например: в Аравийской пустыне, река Чёрная (Норвегия), Лысая гора (Киев). Да и в каждом районе найдётся местечко где-нибудь близ реки, пруда или болота, где в эту ночь нечистая сила кутит по-полной (тянет ли к сырым местам, жажда ли мучит после возлияния, кто знает…).
1 мая — это белкан, один из восьми шабашей в году. Вот и выходит, что с датой установления праздника трудящихся подшутили-таки некие высшие, вернее низшие, силы. Впрочем, может, просто совпадение и суеверие, народ у нас горазд сочинять…
ПОСТУПЬ
Уже на следующий, 1890-й год, после Парижского конгресса более 10 стран, включая Россию, отмечали Первомай. Основной формой проявления праздника стали рабочие митинги, организуемые по предприятиям. В индустриальных странах Запада и Нового Света они проходили под патронатом профсоюзов, что были реальной организационной силой. Требования, выдвигаемые на них, носили сугубо экономический характер. В России профсоюзное движение не было развито, а Первомай проводился в виде маёвок, сборищ на лоне природы (эдакие загородные пикники, для отвода глаз), на которых проходили обсуждения, принимались решения, распространялась политическая литература.
А с революционных дней 1905 года в полный голос зазвучали политические требования вплоть до кардинального «долой самодержавие!»
В КЗоТе РСФСР 1918 года день 1 мая был определён выходным и праздничным. Кстати, в том же году в канун Первомая состоялось решение Совнаркома об уничтожении памятников царям и их слугам. И только вмешательство руководства молодой республики удержало руки «крушителей старого мира» от сноса памятника Петра (символа города на Неве) и Александрийского столпа на Дворцовой, а в Москве — памятника Минину и Пожарскому и собора Василия Блаженного.
С 1928 года постановлением ЦИК СНК СССР от 23 апреля нерабочими днями объявляются 1 и 2 мая. К этому времени устанавливается и единая форма праздника — это демонстрации трудящихся с непременным антуражем: трибунами с руководством (на главной площади страны это мавзолей), тружениками, проходящими мимо своих вождей, музыкой, здравицами. Понятно, что при советской власти никаких экономических претензий и политических противоречий уже не было.
Если в первые десятилетия праздничный энтузиазм у трудящихся имелся, то в дальнейшем эта форма праздника постепенно формализовалась. Уже не хотелось идти «праздничной весёлой колонной». В том числе и москвичам, у которых не стало энтузиазма тащиться спозаранку на пункты сбора, а потом медленно идти своей колонной по определённому маршруту к общему месту схождения у Александровского сада. И не было секретом, что для стимуляции проявления «веселья и радости» на главной площади страны каждому участнику демонстрации платили деньги. То есть энтузиазм масс цементировался рублём.
С 1991 года с изменением политической и экономической доктрин в стране как-то отмерла сама собой и эта форма празднования Первомая. Сегодняшний Первомай при нынешней многопартийности вернулся к митинговой системе (по партийной принадлежности), а задачей властей стало «развести» в этот день места сбора противоборствующих партий так, чтобы празднество не вылилось в массовый мордобой типа стенка на стенку (исконно русская забава!).
Но «мир, труд, май» остался (традиция!). Так что, с праздником, дорогие товарищи, господа, сограждане, соотечественники (нужное подчеркнуть)!
В. Волин