Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
25.04.2009 Выпуск 2120 | Россия | В.Волин
Торжество жизни

Православный календарь:

Первое воскресенье после Пасхи посвящено явлению Христа апостолу Фоме. Отсюда и название — Фомино воскресенье. Другое название — Антипасха, что символизирует обновление Пасхи, когда Господь как бы повторил и «обновил» своё явление ученикам. Отсюда и название всей второй недели — Новая или неделя Антипасхи.

А во вторник (в этом году 28 апреля) принято было поминать усопших. Эта раннехристианская традиция связана с преданием о сошествии Христа во ад к душам усопших. Этот день поминовения назвали Радоницей или Радуницей: за этим — и радость умерших, что их поминает Церковь и родные, и отражение того, что с весенним пробуждением природы приходит время пробуждения и душ усопших.

Принято было в этот день (в России до 1917 года он оставался нерабочим) идти в храм, где заказывали заупокойные молитвы и молились. Верили, что на вселенских панихидах присутствуют умершие предки. Традицией было после службы сходить на погост и угостить «родительские душеньки».
На могилы стелились скатерти, раскладывалась еда, вино и пиво. А перед началом трапезы полагалось окликнуть покойников да положить на могилку крашеное яйцо, которое иногда закапывали под холмик или крошили, разбив о могильный крест, или отдавали нищим. Потом за трапезой, сидя у могилки, рассказывали погребённым о своём житье-бытье, просили совета. А по окончании часть еды и пития оставляли на могилах, потому как и здесь было поверье, что участвуют в трапезе души умерших.

Дома также накрывался поминальный стол, со строгой скатертью и украшениями из веток ели или брусники. А за столом одно свободное место — для умершего, столовый прибор, часть кушаний: опять же верили, что мёртвые приходят в дом следом за живыми и садятся за поминальный обед. По установленному правилу он начинался с кутьи (рис с изюмом и мёдом), которую перед тем носили в храм на поминальный стол, а во время храмовой панихиды ставили в неё зажжённую свечу. Первыми отведывали кутьи родственники покойного, затем — все остальные. Неизменно подавали блины, причём раньше первый блин отдавался нищим (на помин усопшего). А на столе — кисели, пироги, лапшевники, варёное мясо, студень, жареная яичница (это обязательно), вино, пиво…

Видно, что за кладбищенским и домашним поминанием — традиции старославянской тризны и древнеязыческого обряда поминовения. Но так ли важны для нас эти истоки сегодня, когда мы стараемся соблюдать то, что было установлено и завещано нам нашими предками (только не перешагивая зыбкой границы, когда за обилием пития уже теряется смысл события — зачем собрались, собственно?).
Радоница (это видно зримо и ощутимо внутренне) отличается от прочих поминальных дней радостным настроением поминающих (да, да!). А радость — от того, что за ней и вера в воскрешение умерших, и сама весна, когда оживает природа, и жизнь торжествует над смертью.


В.Волин


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru