«Любовь крепче смерти»
(Песнь Песней)
В КРУГЕ ПЕРВОМ
Завтра, 19 апреля, православные христиане отмечают Праздник Праздников – Пасху (ибо именно вокруг этого дня образно, словно концентрическими кругами располагаются все остальные церковные праздники года).
А вчера, в Великую пятницу (накануне иудейской Пасхи, что в отличие от христианской неизменно отмечается в субботу и посвящена другому событию – исходу евреев из Египта) Христос был распят и умер на кресте, завершив тем первый круг спасения людей. В тот год это выпало на 12 число месяца Нисана. Так что в день Великой субботы, когда Иерусалим «гулял» на своём празднике, тело Иисуса находилось в погребальной пещере, которую Иосиф Аримафейский приготовил первоначально для себя и своих потомков, и куда вместе с Никодимом они перенесли тело Учителя и с женами-мироносицами совершили традиционный обряд погребения.
Кстати, примечательно, что тело распятого (казнь эта считалась позорной, и ей предавались лишь государственные преступники – не граждане Рима) обычно висело на кресте, пока не истлевало, или же его выбрасывали за город на съеденье хищным зверям и птицам: суд кесаря карал не только живых, но и мёртвых! А тут римский прокуратор откликнулся на просьбу Иосифа и Никодима и великодушно отдал им казнённого. Видится, что сделал это Пилат в отместку Синедриону, который настаивал на этой казни. И он им будет истово мстить за что-то и далее (может, за унижение, которое ему пришлось снести в день суда, может за постоянное беспокойство от этих варваров-иудеев с их немыслимыми церковными праздниками и разбойными смутами). Впрочем, об этом – чуть ниже.
Мы не будем передавать далее библейский сюжет, по уже установившейся традиции отсылая всех заинтересованных к первоисточникам, ну и на само праздничное богослужение, где об этом будут говорить. Остановимся на «закадровой» стороне, что весьма поучительна…
КАЖДОМУ СВОЁ
«Богом по благодати»
(Афанасий Великий)
Этот святой именно с Воскресением связал своё высказывание. Вряд ли он соотносил это выражение с судьбами ниженазванных людей, ведь, и первые апостолы, и первые христиане – это мученики. О них мы помним и особо вспоминаем в течение всего года в дни их именного поминовения. Но оно явилось столь ёмким, что обрело многогранность. О судьбах же людей, которых мы отметим сегодня, известно мало, но примеры эти весьма показательны. Итак:
Иосиф Аримафейский, став «открытым» христианином (а ведь был до этого членом Синедриона и свою связь с Христом хранил в тайне!), был изгнан из своего отечества: кинжал убийц, сихариев подстерегал его на каждом углу. И только на западной окраине Римской империи он нашел приют. Там, в туманных горах Альбиона он проповедовал Евангелие, там и был похоронен, обретя себе вторую гробницу – уже не как князь иудейский, но как апостол и небесный покровитель Британии.
Никодим под видом нищего ходил по городам и сёлам Израиля, испрашивал милостыню и проповедовал о Христе. Несмотря на существовавшее уже Евангелие от Луки, его свидетельства были особо ценны, т.к. он был свидетелем и соучастников событий, изложенных в Святом Благовестии. Похоронили Никодима (по сути – бродягу) вместе со знаменитым Гамалиилом (!), что был учителем Савла (апостола Павла, принявшего впоследствии под этим именем христианство), и его сыном Авивом.
Пилат через несколько лет после этих событий был сослан императором Тиберием на один из островов Средиземноморья: считалось, что жестокость и «несправедливость» Пилата и других прокураторов стали одной из ключевых причин будущего восстания Иудеи против Рима. «В ссылке» он прожил недолго. По одной из версий (историка Иосифа Флавия) – немного «тронулся» и покончил с собой, бросившись в пропасть.
Жена Пилата, ходатайствовавшая за Христа перед своим мужем в день суда, впоследствии приняла христианство.
Первосвященники Анна (Анан) и Каиафа вскоре были убиты народом в одну из смут, когда пытались усмирить толпу.
Такие вот примеры…
ЧУДО
«Христос воскресе из мертвых, сметию смерть поправ,
и сущим во гробех живот даровав!» (тропарь Пасхи)
Это древнехристианское песнопение было передано Церкви самими апостолами, и звучало победоносным гимном в катакомбах Рима и в пещерах Иудеи во времена гонений. И до сего дня весть о Воскресшем Христе звучит в Пасхальную ночь из каждого православного храма, словно неким духовным светом превращая тьму и ночь в радостный златозарный день.
Да, почти две тысячи лет назад, сразу после полуночи с 13 на 14 Нисана Иисус Христос воскрес! И первыми свидетелями Воскресения стали люди, далёкие от ветхозаветной религии и не ожидавшие, конечно, никаких чудес у гробницы, куда были выставлены тайным приказом прокуратора по просьбе Синедриона – это римские воины.
На пасхальный праздник в Иерусалим были стянуты войска: Пилат опасался беспорядков, но более – интриг Синедриона. Беспорядков не было, но вот интрига – случилась!
Когда над пещерой воссиял свет сильнее солнечного, стража в ужасе разбежалась и направилась в город, чтобы рассказать первосвященникам о чуде. Те, конечно, всё поняли. В отношении стражников они прибегли к универсальному средству – дали им взятку, чтобы молчали. Но положение воинов было не лёгким. В римском войске царила железная дисциплина, и уснуть на посту, а уж тем более его покинуть, было для солдата равносильно самоубийству. Первосвященники же, понимая, что от римской власти события такого не утаить, пошли к Пилату с дарами (как бы в честь праздника) и как бы походя сообщили ему, что тело Иисуса, мол, выкрали его ученики, а заодно попросили прокуратора не наказывать стражу. Пилат сразу понял, что здесь таится обман (ещё бы: за римских воинов ходатайствовали высшие духовные сановники, вместо того, чтобы требовать суда над ними!)… Но, опять же – дары… И Пилат дары принял и просьбу первосвященников выполнил… А дальше, дальше наступил заговор молчания… Дальнейшая судьба первосвидетелей не известна…
О самом Светлом Христовом воскресенье можно сказать много доброго, мудрого и поучительного. И всё будет верно, светло и возвышенно. Но мы не будем этого здесь и сейчас делать: каждый может прочитать или послушать на праздничном богослужении об этом сам. Мы лишь приведём две цитаты.
Так, Максим Исповедник говорил в связи с Пасхой: «Меч, положенный в пламя, приобретает свойства огня. Он не только режет, но жжёт». А ранее апостол Павел сказал: «Взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».
Действительно, Воскресение – это не реанимация, но переход в другое существование; а в вечной жизни всегда всё ново, но всегда – приближение к Богу. Так что, помня и это, мы будем приветствовать друг друга, традиционно, словами: «Христос воскресе!» - «Воистину Воскресе Христос!», вкладывая в них нашу неизбывную надежду на Спасение.
В.Волин