Для начала хочется повернуть тему с проблемы «молодых» на проблему «семьи». Человека, как личность, формирует в первую очередь семья (с ее генетическим набором), а также воспитание, образование и культура страны, в которой он живет. Как известно «от осинки не родятся апельсинки». Сколько времени Россия избавлялась от таких, как профессор Преображенский, не считая за труд работу ума и творчество? А потом -- от настоящих тружеников -- крестьян, понимающих и любящих землю? Стоило человеку, работая от зари до зари, встать на ноги, обзавестись каким-то хозяйством, его тут же с ног сшибали, приучая «не высовываться». Возможность выжить в большей степени была у людей с лакейской, рабской душой, которые свое унижение при первой возможности компенсируют тиранством. То есть… как раз у «Шариковых»! Их стая с тех пор сильно разрослась.
Послевоенное поколение действительно много и тяжело трудилось, рано привлекая к труду детей, но это было вызвано скорее необходимостью выжить, чем трудолюбием. Что толку сегодня заставлять детей трудиться, если их родители пьянствуют и бездельничают? Или вести душеспасительные беседы о необходимости работать, одновременно подкладывая великовозрастному дитяте куски пожирнее, выбирая наряд подороже?
Китайский опыт меня не убеждает. Восточный менталитет имеет в своем генофонде редкое трудолюбие, поддерживаемое общественным мнением. А наше общественное мнение с пониманием и уважением относится к родителям, содержащим 40-летних детей, разгребающим организованные этими «детьми» проблемы. «Пересиженное яйцо всегда болтун, заняньканный сынок всегда шатун».
Можно было бы обратиться к опыту Запада, который успешно воспитывает раннюю самостоятельность, но, как говориться, «что русскому хорошо, то немцу смерть», и наоборот. В первую очередь из-за свойственной нам, русским, эмоциональности и стремления к крайностям. Там, где они развлекаются, слегка пошевеливая нервы, мы – «вляпываемся» с головой, доводя идею до абсурда.
Хотя. Я думаю, примеры можно брать где угодно, лишь бы они были созвучны нашей душе. Я получила свой урок на пароме на реке Свирь. Ласточки выталкивали из гнезд под крышей парома птенцов (учили летать), и не пускали обратно, пока паром не тронулся, и не появилась реальная опасность для жизни. Если хотим, чтобы наши дети «встали на крыло» -- были самостоятельными, независимыми и ответственными (хотя бы за свою жизнь), надо тренировать их в этом качестве. Иначе они никогда не станут взрослыми.
В заключение, хочу сказать еще несколько слов в защиту молодых. Дети моих друзей, друзья моего сына, мои молодые коллеги–друзья обладают всеми качествами, которые я уважаю в людях. Просто они не «мозолят» глаза. Они заняты делом.
В. Тихеева