Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
31.03.2007 Выпуск 1917 | Россия | ...
Холхмадень
Смех – дело серьёзное. Зримое подтверждение тому – отсутствие среди видных юмористов людей недалёких. А вот весёлые публикации в юмористических изданиях вызывали зачастую не только улыбку и имели для кого-то далеко не весёлые последствия. Незримое же свидетельство – легендарный Момус, бог смеха, умеющий выразить в шутке отнюдь нешуточную мысль. Вот и в сегодняшнем разговоре о весёлой традиции – Дне смеха, 1 апреля – будем апеллировать к источникам уважаемым, заслуживающим безусловного доверия. То есть поговорим о смешном серьёзно. И пусть разговор не вызовет у читателя ожидаемого кем-то веселья, но с познавательной точки зрения кому-то в чём-то может оказаться полезен.

Итак, начнём с начала, с заголовка, «самодельное» слово которого составлено из двух слов – «хохма» и «день». Первое наши именитые языковеды толкуют так: «Хохма – шутка, розыгрыш, что-то очень смешное. Отсюда хохмить – шутить, балагурить» (Толковый словарь русского зыка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой; М, 2001 г. стр.868).

И если с определением второго слова всё ясно, но невольно возникает сакраментальный вопрос – а почему, собственно, именно 1 апреля человечество эдак дружно решило устроить себе разгрузочный «день «ха-ха». Поговорки к тому пустили, типа: «Коль на 1 апреля не соврёшь, когда времечко найдёшь». И вот в отношении этой календарной привязки, мнения специалистов разнятся (ну, да это понятно: всяк кулик своё болото хвалит). Впрочем, свои резоны есть у каждого. Вот некоторые из них:

Экологи считают, что «повинен» в установившейся дате капризный характер природы, а предки с высоты своего жизненного опыта наказывали потомкам – не верь в апреле никакой погоде. Вот и лишь некоторые страницы календаря народных примет – наглядное тому свидетельство:

1.IV – прилетают первые коршуны, бежит вешняя вода (а если бурно и с шумом, то – к хорошим травам);

2.IV – пускает серёжку серая ольха;

4.IV – урчат лягушки, зацветает орешник и медуница;

7 IV – иногда, при ранней весне, выставляют в этот день ульи; санный праздник, когда «до него либо неделю не доедешь, либо неделю переездишь», но потом уж – «ставь сани, снаряжай телегу». (В сегодняшней технической интерпретации это можно, пожалуй, отождествить со сменой автообувки – зимней на летнюю.)

На первое воскресенье апреля во многих местах устраивали праздник – «свистопляски», на котором соревновались, кто вылепит свистульку позабавнее (в виде козла там, барана, или уж совсем мифического зверя – птицы), да поголосистее; и повеселит народ весёлым переливчатым посвистом. Этим привлекали как бы птиц. А вот существенной приманкой было обустройство во дворах и близ домов скворечников. Чтобы селились в них перелётные пернатые, обживались на лето да заводили птенцов. Считалось, что такое соседство приносит счастье.

Такой вот сумбур, свойственный, правда, всем революционным преобразования. Ну а так как от любых перемен люди никогда не ждали хорошего, то (как защитная реакция организма) предвосхищали их наступление шутками и смехом. Чтобы не допустить ошибки, от которой предостерегал тот самый Мюнхгаузен: «Ваша беда в том, что у вас слишком умное выражение лица. А ведь именно с таким лицом совершаются самые большие глупости». Нет, и мы не будем глупить, встречая первоапрельский день без хохотушек.

Астрономы указывают, что в первоапрельский день солнце находится в созвездии Рыб (в нём оно пребудет до 18 числа, после чего перейдёт в созвездие Овна). Потому, кстати, ложные поздравления этого дня прозвали «апрельскими рыбками». Зодиакальный же знак Рыб – две рыбки, одна над другой навстречу друг другу – признак противоречия и непостоянства. Можно, конечно, считать, что эта символическая связь притянута за уши, но ничего не бывает просто так…

Этнографы находят в Дне смеха отзвуки некогда существовавшего языческого праздника в честь прихода весны.

Историки предлагают свою версию, по которой у многих народов изначально новый год начинался первого апреля. Потом в силу климатических и религиозных факторов он сместился на начало марта, потом на начало сентября, пока не стал повсеместно (в России, как помним, с 1700 года) праздноваться 1 января. Но, дабы не лишать себя праздника (жизнь и без того, как испытывает на себе каждый, далеко не праздничный карнавал), как-то само собой вроде бы установилось на 1 апреля, в «ненастоящий» Новый год, дарить не настоящие, а шуточные подарки с весёлыми пожеланиями, устраивать розыгрыши.

Утро 1 апреля 1725 года огласилось в Санкт-Петербурге тревожным набатом. Им жители города, тогда ещё в большинстве своём деревянном, предупреждались о пожаре. Но в то утро обеспокоенные горожане пожара не увидели. Это император Пётр I так публично «всемилостивейше пошутить соизволил», принеся, видимо, первоапрельский розыгрыш из своих заграничных европейских вояжей, где такой обычай уже имел весьма широкое распространение. Ну а русский человек (не в национальном, а более широком, этнографическом смысле) пошутить всегда был не дурак, даже при обстоятельствах, зачастую к тому не располагающих (надо же порой как-то выкручиваться!..). Так что, «смешной праздник» у нас прижился, и, кстати, через 18 лет мы будем праздновать его российское 300-летие.

Наряду с тем, что есть День сатиры и юмора, никогда и никем официально не утверждаемый, но всеми и всюду признанный как международный праздник, есть и международная столица юмора. Нет, это не какой-нибудь промышленно-финансовый мегаполис или крупная транспортная развязка. Это провинциальный болгарский городок Габрово, в котором есть музей сатиры и юмора, проходит международный юмористический фестиваль. Почему именно этот город посчитали источником веселья – неизвестно. Но вот так приняли, и всё тут. Не знаю, как сейчас, но когда я был в нём четверть века назад, не было в Габрово многоэтажных современных строений из стекла и бетона (да и воображение никак не вписывает в окружающий ландшафт подобные новострои). Лишь двух– трёхэтажные домики, весьма живописные, этнографический музей-заповедник, где патриархально и мило, и собственно Музей юмора, где непринуждённая обстановка, ненавязчивые экспозиции и общий дух веселья – круглый год. Думаю, что так этот город живёт и сегодня, с юмором преодолевая невзгоды перемен.

На постсоветском пространстве тоже есть своя столица приколов – Одесса. Это, как говорится, «вне конкуренции». Но сегодня каждый областной, краевой, региональный центр считает своим долгом прослыть хомачём, городом, где не только умеют трудиться, но и веселиться. Отсюда на день 1 апреля – уже входящие в традицию общегородские фестивали, КВНы с общегородским гуляньем и ярмаркой, если выпадет, как ныне, на день выходной, с общим девизом типа «работе – время, потехе – день».

Будем же и мы по мере наличия у каждого шестого чувства – чувства юмора – предаваться в этот день (и не только) смеху, который, как утверждают специалисты, имеет высокую калорийность, продлевает жизнь и обладает лечебным антистрессовым действием. Последуем напутствию легендарного барона: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

 

В. Гжатский

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru