БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Не буду занимать читателей пересказом евангельского сюжета о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о том, что родится от неё Спаситель мира. Об этом доступно прочесть в первоисточниках каждому. Но если в четырёх канонических текстах различий в изложении знаменательного события нет, то, к примеру, в апокрифах II века (от греческого “apokryphos” (тайный) – название произведения на библейскую тему, содержание которого не вполне совпадает с существующим вероучением – В.В.) рассказывается о двух явлениях Божьего вестника. Первый раз – у колодца (или источника) в Назарете. Второй – уже в доме, за прядением Марией завесы (или ковра) для Иерусалимского храма. А упоминаю об этом лишь потому, что эти варианты события нашли отражение в иконографии. Таким образом, церковь не настаивает на исключительности канонической трактовки. Ведь для всех нас важным было и есть не то, как это случилось, а то, что это было.
Дата праздника – 25 марта (7 апреля) – отстоит от праздника Рождества – 25 декабря (7 января) – на 9 месяцев (что согласуется с земными сроками от зачатия до рождения). Первоначально праздник носил разные названия: «День приветствия», «Возвещение», «Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии» и др. Но суть его, раскрываемая единым словом «благовещение», всегда была неизменной.
Нет единого мнения о начале празднования Благовещения. И хотя среди росписей раннехристианских катакомб (2-я половина II века) присутствуют изображения этого события, общепринято считать, что особое установление праздника случилось не ранее IV века.
Патриарх Александрийский Афанасий (IV век) называл Благовещение началом домостроительства спасения людей. В VI веке прп. Роман Сладкопевец написал кондак (священная краткая песня, выражающая сущность праздника – В.В.). А в VIII веке патриарх Никейский Феофан и Иоанн Дамаскин сложили канон (правило) праздника. С тех времён Благовещение – один из самых почитаемых праздников. Ну а желающие определённости могут поставить этот праздник на условное третье место в «рейтинге церковных праздников» – после Пасхи (первое) и Рождества Христова (второе).
Несмотря на то, что празднуется Благовещение в дни Великого поста, но всегда широко и торжественно, с ослаблениями в строгих правилах пощения. И если выпадает он до Лазаревой субботы, то отмечается 3 дня, если совпадает с ней – два, а если придётся на Страстную неделю (как в этом году), то – один день.
Множество благовещенских храмов – зримое свидетельство понимания важности и почитания на Руси события, случившегося более двух тысяч лет тому назад. А один из главных российских храмов – это Благовещенский собор Московского Кремля, домовая церковь великих русских князей и царей. В марте 1918 года с переездом советского правительства в Москву служба в соборе была прекращена. Но возобновилась в 1993 году. А уже 7 апреля 1995 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил в этом соборе праздничную Литургию. В этот же день после Литургии на Соборной площади Кремля он по старинному русскому обычаю выпустил на волю голубей (есть такая традиция – выпускать в Благовещение на волю птиц).
Будучи истинно народным и выпадая на дни весеннего равноденствия, праздник этот не остался без примет – задумок. Вот лишь некоторые: если на Благовещение дождь – родится рожь; гроза – к урожаю орехов; если мокро и сыро – будет грибное лето, а вот мороз – к урожаю на грузди; солнечный день – уродится пшеница; а будет ветер, иней, туман – к урожайному году вообще. В общем, как не крути – всё одно к хорошему; так что в приметах этих – больше чаяний, нежели действительных открытий каких-то природных «секретов».
Но есть и казусные, ничем не объяснимые поверья. Почему-то весьма распространённым было убеждение, что Благовещение – день несчастный: когда случаются между людьми беспричинные для иного дня ссоры, скандалы. Верили, что если курица или гусыня снесёт в этот день яйцо и высидит, то вылупится урод или калека (почему? – нет объяснения, просто верили: дескать, слышали о таком или даже сами видели…).
Впрочем, эти и другие «детские нелепости» праздника – лишь дополнительные свидетельства (несуразные, но ностальгически трогательные) того, что праздник и событие этого дня понимаемы (пусть наивно, но мило, от души) и принимаемы каждым, самым неискушённым в премудростях человеком.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА
По Евангельскому повествованию в пятницу, 15 Нисана 3791 года (по еврейскому календарю) тело Иисуса сняли с креста и ввиду наступающего «дня субботнего покоя» спешно погребли в пещере (гробе), находящейся близ места казни. Это исполнили тайные ученики Его – Иосиф Аримафейский и Никодим.
Помня предсказание Христа о Его воскресении на третий день, первосвященники упросили прокуратора Пилата опечатать камень, которым привалили вход, большой кесаревой печатью с тем, чтобы ученики, мол, не выкрали тело своего пророка, а потом ложно утверждали о его, якобы, воскресении. Но вот стражу синедриону пришлось поставить свою: Пилат отказался предоставить римских воинов (воинам за живыми надлежит бдить, а не за мёртвыми). Ученики же Великую субботу, соблюдая ветхозаветную заповедь, провели в покое.
А сам Иисус Христос, пребывая, как мы ныне понимаем, неизменным по Божеству, в человеческом облике покоился телом в пещере, а душой сходил в ад к тем праведникам, кто умер до Страстей Господних. Тогда он ввёл разбойника в рай и пребывал на престоле с Отцом и Духом. Не стоит повторять, что трактовка этих событий условна, так как события относятся к другому миру и пребывают вне времени, но по земным временным меркам мы соотносим их с субботним днём.
Смерть и сошествие в преисподнюю были последним актом самоумаления (кеносиса) Господа.
N.B! Вкусив смертного тления (разлучения с душой) тело Спасителя не подверглось физическому разложению, т.к. вторая ипостась Святой Троицы (Сын Божий) уже полностью и навсегда восприняли совокупность души и тела, а потому не переставала быть человеческой природой Богочеловека даже после смерти. ( И это придётся принимать бездоказательно, по вере.)
Три дня – от распятия до воскресения – это центр всего церковного года.
Литургический день Великой субботы, подобно другим дням Страстной седмицы, начинается не вечером накануне (обычное начало дня в восточной церковной традиции), а ночью, с астрономическим днём. (Ну а интересующихся особенностями церковной службы этого дня я адресую к «Православной энциклопедии» (т. 7, стр. 440-441; изд-во ЦНЦ РПЦ, 2004 г.), которая есть в наших библиотеках, и где это имеет самое популярное изложение – В.В.)
…Последние субботние песни сливаются с воскресными и замирают при начинающихся звуках торжественного «Христос воскресе!»…
ПАСХА
«Христос воскресе!» – этими словами начинается «праздник праздников» – Пасха, – которая отмечается с самого времени воскресения Христова.
Праздник Пасхи, символизирующий божественное спасение человечества, настолько значимое «событие №1» для всех нас, что говорить о нём можно много и разно (причём, не повторяясь). Но всегда это достойно отдельного разговора. Мы же завтра, в Светлое Христово воскресенье, в ответ на праздничное приветствие радостно утвердим: «Воистину воскресе!».
Что случилось почти две тысячи лет назад, 17 Нисана 3791 года, иначе – 9 апреля 30 года, и повторяется для нас каждый год в бесконечной Небесной Мистерии.
В.Волин