Между тем, светлые пасхальные дни сегодня, следуя традициям, обычаям и поверьям, весьма насыщенны и содержательны. Но прежде разговора об этом надо чётко определить употребляемые понятия, ибо их бытовая и церковная трактовки разнятся.
Так, дни воскресные в церковном счислении называют неделями, а дни, называемые в быту неделей, в церковном календаре именуются седмицами. Кроме того, в продолжении пятидесяти дней по Пасхе дни недели (седмицы) отсчитываются с воскресенья (недели) по день субботний.
СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА
Светлая седмица этого года – дни от 8 апреля (Светлое Христово воскресенье) по 14 апреля (Светлая суббота). Церковные службы светлых дней проходят с незначительными изменениями, подобно единому праздничному дню. И все дни седмицы проникнуты особым чувством человеколюбия, милосердия и позывами к делам благотворительным, как примерно начато было это ещё в Вербное воскресенье (см. «Печенгу» №23 от 31.03.2007 г. – В.В.).
66 правило VI Вселенского собора гласит: «Во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться… радуясь и торжествуя о Христе… Таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесёмся… В речённые дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище».
Отсюда традиции: не пропускать в светлые дни ни одного богослужения; ходить на богомолья к святым местам, в монастыри; прощать должников, раздавать сирым (нуждающимся) продукты, освящённые брашны (яства), т.е. следовать по молитве «Отче наш»: «Остави долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
Считали предки наши, что от Светлого Христова воскресенья по Светлую субботу – один день праздничный. Даже на природу загадывали – утренняя заря на воскресный день краснее; солнце трепещет, играет ярче. Потому и седмица – светлая.
ДОРОГА В РАЙ
В храмах в дни эти открыты Царские врата – «отверстие небес». И тоже поверье – всяк умирающий в Светлую седмицу даже без причастия попадает в рай. А в Требнике записано: «Молитвами церковными оставляется ему, и от удержания свободится». Потому и отпевание усопших в эти дни ведётся неполное, ибо оставляются им многие прегрешения. Впрочем, живущие знать этого не могут, как не могут сказать о том ушедшие…
В день воскресный освящается артос (просфора, квасной хлеб – в противоположность иудейскому опресноку); кладётся на аналой, а в светлую субботу разламывается и раздаётся верующим. Как святыня – напоминание о пребывающим с нами Спасителя. Хлебец этот едят в течение года. И хоть это святыня, но не стоит отождествлять с Причащением Святых Тайн.
В.Волин