Так, до нас дошло письменное свидетельство Климента Александрийского о ночном бдении в праздник Крещения (II век). В III веке записаны беседы о богослужении святого Ипполита и Григория Неокесарийского, чудотворца. Дань празднику отдавали в IV веке такие просветители как Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин, в VIII веке – Иоанн Дамаскин, в IX-м – Иосиф Студит и другие.
Попервоначалу этот праздник отмечался вместе с Рождеством. Но с IV века он выделился в самостоятельное празднование. 12 дней отделяют сегодня на календаре два знаменательных события – Рождество и Крещение Господне, между которыми два тысячи лет назад прошло 30 лет. Когда 30-летний Иисус пришёл из Назарета на берег Иордана, где уже полгода как Иоанн, прозванный Крестителем, «глаголом жёг сердца людей», совершая обряд крещения водой, призванный очищать от былых грехов. Он уже всенародно считался пророком и говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3;11). Это было время ожидания скорого прихода Мессии, а Иоанн называл себя Предтечей Его. И вот Он пришёл…
Впрочем, с библейским сюжетом каждый может познакомиться сам. Это описание есть в текстах Евангелия от Матфея (3;13-17), от Марка (1;9-11), от Луки (3;21-22).
А предваряет празднование крещенский сочельник, 18 января, день строгого поста, когда «до первой звезды» было установление – не есть. Затем на столе появлялась ритуальная пища, называемая «голодной кутьёй». Тогда же за трапезой блинами и киселём поминались умершие. Считалось, что ушедшие сродники отблагодарят за такую заботу и помогут живущим в их земных делах.
У этого праздника есть различные названия. Его называют Богоявлением, ведь в момент водного крещения Иисуса было явлено знамение единства Святой Троицы, когда с неба раздался глас Бога-Отца, Бог-Сын был в водной купели Иордана, а с небес к Нему слетел в виде голубя Бог-Святой Дух. «Голубь есть животное кроткое и чистое, – писал Иоанн Златоуст, – и как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в сем виде».
Ещё его называют праздником светов, ибо Бог – свет, что сошёл «просветить седящих во тьме и сени смертной» (Мтф.4;16). Это – день просвещения, ставший отправной точкой спасения по благодати, что явилась просвещением (явлением) Спасителя (2 Тим. 1;9-10). Отсюда пошёл обычай совершать в церквях в сочельник при множестве зажжённых лампад крещение оглашенных, давая им тем самым как бы духовное просвещение.
А у католиков этот день называют праздником трёх царей, главным предметом которого является поклонение волхвов (православные это событие более подробно вспоминают в Рождество).
Так называют воду, над которой совершён чин освящения. Великое водосвятие – главное событие празднества. Оно вершится дважды – в сочельник в храме и самый день праздника после литургии, с крестным ходом к реке, озеру или колодцу, пруду или роднику.
Здесь, на реке или озере заранее делается «Иордань» – большая прорубь в виде круга или (чаще) креста. Рядом устанавливается что-то типа аналоя, подле – деревянный крест с изображением на верхушке голубя (символа, как это понятно, Святого Духа). И здесь служится молебен с троекратным опусканием в воду креста, который приносит священник.
Считается, что такая вода обладает чудодейственной и лечебной силой. Ею люди умывались там же, обливали друг друга, самые «предприимчивые», дабы «очиститься» полностью от «святочных грехов», тут же купались. Её, как целительное средство, пьют недужные, опрыскивают (от нечистой силы) жилища, после чего над дверными проёмами рисуют кресты, берут домой и в течение года хранят под иконами на божнице, разливают в маленькие флакончики и носят с собой как талисманы-обереги. И крещенский снег обладает чудодейственной силой против нечисти. Его собирали в сочельник и бросали в колодцы, добавляли в корм скоту, клали на печной шесток, пользовали как лекарство от немоты ног, судорог, головокружения.
Бытует суждение, что ещё в течение трёх дней после Крещения освящённая вода сохраняет свою волшебную силу, а потому нельзя было в эти дни полоскать бельё, бросать в воду грязь, нечистоты, просто нарушать покой и святость воды. Есть поверье, что на Крещение сам Иисус купается в реке, и увидеть это может ребёнок или чистой души человек. Такой человек может увидеть и как «открывается небо» (я не видел и не могу пересказать, что это за явление). Надо загадать при этом желание, которое обязательно сбудется, ведь «открытое небо» – это врата к Господу, внимающему просьбам людей.
Ещё был обычай – после водосвятия священник совершал хождение по домам, где, надев епитрахиль, с крестом в руках исполнял с притчем тропарь и кондак празднику, и отпуст, после чего следовало целование семейством креста. Миряне, памятуя о традиционном визите, готовили к нему посильные дары. И способствовало это тому, что священник хорошо знал быт и нужды своих прихожан. А вот протоиерей Сергей Булгаков (кстати, дядя знаменитого писателя), философ и активный религиозный деятель, писал: «Умный и ревностный священник не может не считать своим долгом воспользоваться этими посещениями своих прихожан в целях религиозно-нравственного их просвещения».
А с Петра 1 установилась традиция – проводить водосвятие в присутствии войск, а там, где были расквартированы воинские части, вершить чин освящения знамён. (Может, после смутных времён воинствующего атеизма эта традиция вновь вернётся, как символ духовного единения нации, в нашу российскую армию?..)
ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!
Праздник Крещения – это день радости. Всё совершаемое в этот день – только к добру: крещёные – проживут в довольстве и радости, сватовство будет удачным, а за сделанным сговором в будущей семье пребудет мир и согласие. И устраивались в этот день на площадях смотры невест, на которые съезжались парни с родителями, желавшими женить своих сыновей.
Силён мороз на Водокрещи, на хлеба не ропщи (то бишь – будет урожай!).
К хорошему хлебу и пасмурное небо, снегопад, много инея.
Сильный вихрь – к хорошему роению пчёл.
Собаки много лают – в достатке будет зверя и дичи.
Вызвездило небо – к приплоду овец и урожаю на горох и ягоды.
Не видно звёзд – тоже хорошо! – будет много грибов.
А чего ещё желать человеку хозяйственному и всем нам? Только – здоровья и многая лета!
Подготовил В. Волин