ПОСТ ИЛИ ДИЕТА?
Сначала попробуем развести эти сходные, на первый взгляд, понятия. И действительно, согласно Библейской энциклопедии «пост – это воздержание от пищи, молитва, жертвоприношение», а по Толковому словарю «диета – определённый режим питания». Но на пищевом ограничении общность и заканчивается, а неуловимая духовная составляющая при более детальном рассмотрении становится моментом истины.
За столетия до прихода Мессии у иудеев было в обычае налагать на себя пост перед важным делом. Так, постился Моисей на Синайской горе перед принятием Закона Божия; перед вступлением на общественное служение 40 дней и ночей постился Иисус, позже постились апостолы пред отправлением своим на проповедь Евангелия (в память об этом, кстати, установлен Петровский пост, называемый ещё апостольским). Успенский и Рождественский посты были учреждены, чтобы почтить грядущие праздники (потому Филиппов пост, что предопределяет Рождество Христово и длится 40 дней, называют ещё Рождественским). И Церковь заповедует нам пост как приготовительное средство к покаянию и святому причащению.
Письменное упоминание о Рождественском посте встречается ещё в IV веке. А в V веке Лев Великий называл его уже древним установлением. Количество дней этого поста было в древности не одинаково. Единообразный порядок был установлен в 1166 году на Константинопольском соборе.
По уставу Рождественский пост близок к апостольскому; его строгость усиливается со 2 января и достигает высшей степени в сочевник, 6 января.
Мы не будем описывать здесь, как и что исполнять должно в каждый день этого поста. Лишь общий совет – ежевоскресно обращаться к священнику (или духовному отцу) и с благословлением испрашивать напутствия в правилах поведения на грядущую неделю. А ещё возьмём на заметку наставление преподобного Серафима Саровского: «К строгому посту святые люди приступали не вдруг, но делаясь постепенно и мало–помалу способными довольствоваться самою скудною пищею. Так, прп. Дорофей, приучая ученика своего, Досифея, к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части».
Преподобный отмечал: «Святые постники не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно». И на это заключал: «В той мере, как плоть постящегося становится тонкою и лёгкою, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями».
Попробуем и мы по мере своих сил и устремлений следовать сегодня этому правилу. С напутствием святого: «Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепляясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; иначе может быть и то, что при изнеможении тела и душа ослабевает».
Подготовил В. Волин