Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
11.08.2007 Выпуск 1953 | Заполярный | И.Саева
Романовы
Романовы — фамилия в России знаменитая, но не редкая. Носили её не только императоры, но и простые россияне, как, носят, например, заполярнинцы Надежда Семёновна и Валентин Дмитриевич Романовы.

Валентин Дмитриевич родился в 1935 году в Ленинграде, откуда вскоре их семья перебралась в Смоленскую губернию.

Жизнь в сельской глубинке в то непростое время тоже была нелегкой. На всю жизнь запечатлелся в памяти В.Романова ужас двухлетнего ребенка, когда мать выбросила его из вагона на кучу песка под железнодорожной насыпью. Поезд удалялся, и малыш не мог знать, что мать лихорадочно искала подходящую возможность спрыгнуть самой и бежать к сынишке. Только повзрослев, он узнал, чем был вызван её поступок.

Причина была для этого веская: молодая женщина решила украсть зерна с хлебного поля. Придя с сыном на поле, мать увидела недавно сжатую полоску – какая-то бедолага успела раньше. Времена были суровые, за кражу колосков полагалась тюрьма. С собой у матери был серп и мешок под зерно. Если бы её поймали даже с пустым мешком, лагерь ей «светил» без сомнения. Судьба её и сына была бы плачевной. Не заходя домой, прямо с поля, бросилась женщина к недалекой железной дороге и сумела влезть в вагон проходящего грузового поезда. Уехав значительно от родных мест, увидела возле полотна большую кучу песка, и сбросила на неё малыша.

Так же перебедовали войну и послевоенные годы. Валентин помнит голод, познал и все виды сельского труда. Семнадцатилетним завербовался и уехал в Карелию, на лесоповал, оттуда его затем призвали в армию — ещё дальше на Север, под Никель, почти на самую границу с Норвегией. По военной специальности Валентин стал снайпером, потому что глаза имел зоркие. Как-то на стрельбах в шутку выбил на мишени аккуратное сердечко, чем очень удивил и потешил начальство, за что получил отпуск.

Когда в 1956 г. пришел срок демобилизации, вопроса «куда ехать» у молодого парня не было — рядом кипела комсомольская стройка. В «Рудстрое» привычный ко всякому труду Романов справлялся с любой работой, был грузчиком, землекопом, водовозом. Имея до армии 5 классов, на «отлично» окончил вечернюю школу и постепенно осваивал всё новые специальности: экскаваторщика, стропальщика, крановщика. За прошедшие с тех пор полвека «Рудстрой» претерпел множество реорганизаций: носил названия «Управление механизации», «Севэкскавация», «Спецстроймеханизация», УМС «Печенганикельстрой». Однако, по сути, это была одна и та же организация, в которой Валентин Дмитриевич проработал всю жизнь.

Раздел «Поощрения» в его трудовой книжке заполнен записями о Почётных грамотах, благодарностях и премиях за успехи в соцсоревновании и высокие производственные показатели. На областной Доске Почёта В. Романов достойно представлял заполярнинских строителей. Спокойного, исполнительного, контактного работника уважали и ценили в коллективе. Работать бы и работать ветерану, да только стало подводить зрение. Трудился он тогда на башенном кране, нёс немалую ответственность за стропальщиков, и решил, что дальше работать не имеет права. Ушёл Валентин Дмитриевич на пенсию, хотя руководство не хотело отпускать, предлагая другую работу, поскольку труженик он был замечательный.

Надежда Семёновна тоже в детстве лиха хлебнула. Потеряв мать, умершую в военные годы, росла у неласковой мачехи. Подростком Надю земляки увезли в Никель, «в няньки». До сих пор она помнит по именам своих подопечных малышей и их родителей, которые ценили её труд. Однако мысль о том, что «20 лет, и всё в няньках» мучила девушку. Рядом кипела комсомольская стройка. Заполярный, по её словам, уже был похож на городок: школа, баня, магазин, жилые бараки. Надежду приняли в «Рудстрой» разнорабочей, поселили в бараке на Ленинградской. Белым майским днём 1957 года друзья познакомили Надежду с будущим мужем, жившим рядом, на Молодёжной улице. Небогатая свадьба запомнилась танцами под патефон, редкий и очень популярный в то время музыкальный «инструмент». Через год у молодых появился первый сын.

Жили Романовы очень дружно. Как и всем молодым матерям, растящим детей без помощи бабушек, Надежде приходилось нелегко. Детсадов в то время не было.

-Бывало, – вспоминает она, – Валентинушке на работу с утра, так он встанет ранним утром, печку нам натопит, воды натаскает. Во всём помогал.

Больше 10 лет трудилась Романова строителем, а после перешла на другую работу. Как и муж, удостоилась Надежда Семеновна чести «повисеть» на областной Доске Почёта, представляя районную военизированную охрану. Придя туда, 17 лет проработала в одном карауле, и стрелкам всегда ставили в пример её уживчивость, обязательность и исполнительность. Трудовая книжка Романовой заполнена записями о благодарностях, Почётных грамотах и денежных премиях. Гордится ветеран званием «Отличник охраны». Оба супруга носят звание ветеранов труда, а Валентин Дмитриевич ещё и Ветеран труда Печенгского района.

По одному из определений счастье — это когда с радостью идёшь на работу, а с работы — с радостью домой. Судя по рассказу Надежды Семёновны, семья Романовых прожила счастливую жизнь. 25 лет назад супруги отпраздновали серебряную свадьбу, в этом году готовятся к проведению золотой.

Но годы берут своё, и пока, к сожалению, Валентин Дмитриевич находится в больнице. Однако после выписки вся семья — сыновья, невестки, внуки, несомненно, соберётся поздравить родителей и поблагодарить за счастливое детство, за помощь в воспитании младшего поколения, просто за тепло семейного очага. И «золотая» супруга снова скажет:

-Очень я своей семейной жизнью довольна. Я у мачехи выросла, а Валентин мне всю жизнь и за отца и за мать.

И добавит:
-Он у меня вообще красавец…
 

И. Саева

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru