Этот праздник, отмечаемый в сочельник (накануне) дня третьего Спаса, связан со знаменательным событием – кончиной Матери Иисуса Христа.
Случилось это 15 августа (по старому стилю) на 15 году после Вознесения Господня и на 48-м после Рождества Христова.
После Вознесения Сына Богоматерь жила в Иерусалиме в доме Иоанна Богослова. По преданию за три дня до смерти явился Ей в Гефсиманском саду архангел Гавриил с вестью о сроке Её кончины. К сроку этому перенесли ангелы из разных стран апостолов, где проповедовали те в ту пору, всех, кроме… Фомы. Знать, установлено было тому вновь, как и после Воскресения Господа, и ныне ещё раз засвидетельствовать и утвердить Промысел Божий…
И в назначенный день Богородица, возлежа на постели в окружении апостолов, без малейшего страдания, как бы засыпая (отсюда – успение), умерла. При этом Сам Сын её Иисус Христос, по апостольскому свидетельству, явился в тот час с ангелами и принял Её чистую святую душу…
А Фома пришёл в Иерусалим только на третий день. И огорчился, конечно, за своё опоздание. Так что провели его для утешения к гробу – пещере. Открыли. Глядь, а он… пуст, только погребальные пелены лежат. Так было явлено апостолам о Воскресении Богородицы. А затем и Сама Она явилась им зримо, в теле но в воздухе в окружении ангелов и святых.
И хотя поминаемое событие – окончание жизненного пути – с житейской точки зрение отнюдь не радостно, но отмечается с радостью, умилением и надеждой на предстоящее посмертное спасение каждого и Богородичную защиту в том.
В. Волин