Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
29.08.2007 Выпуск 1958 | Россия | В.Волин
Православный календарь: Ступени спасения
ТРЕТИЙ СПАС. ХЛЕБНЫЙ. ОРЕХОВЫЙ. ПРАЗДНИК НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
(29 августа)
 

Праздник этот, установленный в Х веке, истоками уходит к земной жизни Иисуса Христа. Одни называют его преданием, другие легендой (в зависимости от степени веры, ведь убедительных с историко-юридической точки зрения свидетельств до нас не дошло). Однако мы для себя воспримем и передадим произошедшее как историю, которая была. Её краткая канва такова.

В годы публичной проповеди Христа весть о его чудесных исцелениях распространилась далеко за пределы Иудеи. Прознал о том и правитель сирийского города Едессы Авгарь, который страдал проказой. И послал со своим живописцем письмо к Учителю с просьбой об исцелении и приглашением к себе (так как знал и о гонениях на Иисуса со стороны иудеев). Живописец же был послан с тем, чтобы запечатлеть образ Божественного Целителя, если тот по каким-то причинам отклонит приглашение. Что посланец и исполнил. Вот только запечатлеть образ живого Христа ему ну никак не удавалось…

Иисус написал князю ответное письмо, в котором указал причину, по которой не может прийти в его город, хвалил веру князя и пообещал ему исцеление через одного из своих апостолов. Затем затребовал воды, умылся, отёр лицо полотенцем, и на полотенце отпечатлелся чудесным образом Его лик (отсюда и название образа — нерукотворный).

Получив этот образ, князь лишь только с благоговением приложился к нему, как сразу почувствовал облегчение. А позже, уже после Вознесения Господа, апостол Фаддей окончательно исцелил его и крестил вместе с семейством. Авгарь поставил образ над городскими воротами.

А вот правнук князя в отличие от прадеда был идолопоклонником (воистину природа отдыхает на потомках…) и задумал снять образ с ворот. Но местный епископ своевременно заложил его камнями, и о святыне забыли на пять столетий…

Когда в 545 году персидский царь Хозрой осадил Едессу, епископу Евлавию явилась во сне Богородица с наказом, чтобы он открыл образ, и тогда город, мол, будет спасён. По исполнению первого свершилось и второе — неприятель был отражён! Да есть ещё свидетельство о том, что при открытии замурованного образа увидели чудо — образ не только совершенно сохранился, но и перед ним горела лампада, зажжённая 500 лет назад (последнее — не для скептиков). К тому же на камне, который поставили когда-то при замуровывании, отпечатался лик Спасителя, подобный лику, что на Нерукотворном, словно отражённый…

А в 944 году нерукотворный образ (убрус) перенесли из Едессы в Константинополь, и день переноса — 16 августа (по старому стилю) — стал праздничным днём Спаса. Однако там этого образа уж нет… Почему? На этот счёт есть несколько версий.

По одной из них он был передан в XIV веке императором Палеологом в Геную за избавление Византии от сарацин, и находится в монастыре святого Варфоломея. По другой — ещё в XIII веке образ был похищен венецианским дожем Дондоло и… погиб с кораблём в Мраморном море… Прискорбно, конечно, но утешением и поддержкой позже и поныне служат для верующих многочисленные списки образа — иконы Нерукотворного Спаса. Кстати, об одном, даже двух исторических событиях о силе поддержки Спасителя мы вспоминали в День первого Спаса (см. «П», №59 от 11.08.07).

В этот праздничный день торжественное богослужение сопровождается крестным ходом с выносом иконы Спасителя. Ну а другие народные названия этого праздника, что приведены в заголовке, понятны, надо полагать, без комментариев…

Пусть извинят те, кому сделанное изложение показалось пространным, но уж больно примечательным оно видится. А даты и имена приведены отнюдь не для памяти (и уж не для «мусора»), но исключительно для убедительности.

 
В. Волин

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru