Научатся ли в России когда-нибудь делать качественное топливо?
Из дальнейшего разговора выяснилось, что обычно он предпочитает заправляться в Заполярном, на полностью реконструированной (включая замену подземных резервуаров) автозаправочной станции, принадлежащей известной российской компании «Роснефть». А тут вот пришлось заправляться на АЗС той же компании, только в Никеле, где реконструкцией, что называется, пока и не пахнет.
Поломка на полпути, да ещё когда у меня запланировано интервью через пятнадцать минут, никак не входила в мои планы, но, к счастью, с помощью привычных российских слов и массы потраченных нервов водителю удалось запустить двигатель, и мы благополучно добрались до конечной цели нашего путешествия.
Тем не менее этот поучительный случай заставил меня задуматься: а как обстоят дела с качеством топлива в Печенгском районе? Ведь даже ребёнок знает, что в России плохи не только дороги, но ещё и качество топлива, мягко говоря, никудышное. Причём настолько, что до сих пор, например, многие мировые автопроизводители предпочитают не продавать в нашей стране машины с дизельными моторами.
Итак, заинтересовавшись этим вопросом, я позвонил на никельскую нефтебазу её исполнительному директору Елене Сакович, но, к сожалению, застал её как раз накануне отпуска. И всё же, несмотря на то, что полноценного интервью взять не получилось, кое-что из нашего разговора мне выяснить удалось. Этим «кое-что» мне бы и хотелось сегодня поделиться с нашими уважаемыми читателями.
Но прежде чем перейти к существу дела, несколько слов об имеющихся в Печенгском районе АЗС. На сегодня их всего четыре. Три из них — №21 (в Заполярном), №14 (в Никеле) и №59 (в Печенге) принадлежат упомянутой выше российской компании «Роснефть», вернее, её региональному представительству в лице ОАО «НК» «Роснефть» — Мурманскнефтепродукт». А ещё одна — собственность фирмы «Скарус» (расположена в г. Заполярном).
Как заверила меня в беседе Елена Викторовна, качество топлива на автозаправочных станциях, принадлежащих «Роснефти», соответствует всем требованиям, предъявляемым к нему существующими на сегодня российскими стандартами. По её словам, если бы это было не так, то и постоянно растущего спроса на топливо со стороны граждан, предпочитающих заправляться на автозаправках «Роснефти», не наблюдалось бы. И в традиционных книгах жалоб и предложений, которые есть на каждой АЗС, хоть однажды да появилась бы гневная тирада по поводу качества бензина или солярки. Но ведь не появилась же…
Отвечая на мой вопрос о том, существует ли какая-нибудь разница между качеством топлива, которое продаётся сегодня в Заполярном, и тем, что продаётся в Никеле, исполнительный директор никельской нефтебазы твёрдо сказала: никакой разницы нет. Все работы, в том числе по очистке резервуаров, проходят в плановом режиме.
Конечно же, я не мог не спросить: планируется ли реконструкция никельской АЗС и, главное, когда? На это Елена Сакович ответила кратко: реконструкция обязательно будет. В следующем году. Также вполне возможно, что АЗС покинет своё сегодняшнее место прописки и переедет.
Итак, если подводить итоги, что получается? С качеством топлива в Печенгском районе нет проблем? Я решил не спешить с выводом и задать вопрос самим автолюбителям: довольны ли они качеством продаваемого в районе бензина и солярки? Тем более что сам я не являюсь владельцем железного «коня», посему судить об этом не могу.
Алексей Звонов, водитель МУП ЖКХ:
-Плохое или хорошее качество бензина — сказать не берусь, на этот вопрос может ответить только специалист. Да, признаю: бывает, заправляешь бак, машина хорошо бежит, а бывает, она начинает «чихать». Но что на это влияет — качество ли бензина или состояние автомобиля, мне трудно судить. Но в основном машина на бензине, продаваемом в районе, бегает хорошо.
Анатолий Глыбин, заместитель директора АТП:
-По дизтопливу ничего сказать не могу: его мы для нашей организации привозим сами. Ну а те машины, что заправляются в районе 92-м и 93-м бензином… За последний год я не припоминаю ни одного случая жалоб со стороны водителей на некачественное топливо.
Автомобилист ли я? Конечно. Но здесь мне тоже сложно судить. Когда у меня был автомобиль, бегавший на бензине, я в районе не заправлялся. Скажем так, на всякий случай. А в общем что могу сказать? Во всех журналах умные люди советуют: заправляйтесь только 92-м, потому что, согласно статистике, процентов восемьдесят 95-го бензина в нашей стране не соответствует нормативам по качеству. Так что кому верить — решайте сами.
Иван Земляной, начальник АТЦ:
-Вообще у нас были сигналы на некачественное топливо, но это никак не связано с «Роснефтью». Как раз с этой компанией, с её продукцией никогда никаких проблем не возникало. По крайней мере я такого не припомню.
Что могу сказать как автомобилист? По мере возможности стараюсь заправляться всё-таки в Мурманске. На мой взгляд, там качество топлива получше. Между прочим, я не так давно вернулся из отпуска, проехав по трассе Санкт-Петербург — Одесса, и могу сказать о личных впечатлениях. Как мне показалось, лучше всего с качеством бензина дела обстоят в Белоруссии. В Украине иногда хуже, чем в России, зато бензин — самый дорогой. У нас раз на раз не приходится.
Александр К. (фамилию попросил не указывать):
-Я вам так могу сказать: за те деньги, что нам продают топливо на автозаправочных станциях в районе, оно должно быть суперкачественным. Ведь цены уже дороже, чем в Америке! А что в результате? У меня вот дизельный автомобиль, так бывает, что на улице уже мороз 10-15 градусов, а солярка на АЗС продаётся всё ещё летняя. Причём не только в Печенгском районе, но и во всей Мурманской области! Спрашивается: летняя солярка в морозы — это качественное топливо?
Как видим, мнения людей о качестве топлива, продаваемого в районе, существуют разные. Однако кое-какие выводы они сделать позволяют.
Первый: заправлять свой автомобиль в районе можно без особой опаски. Хотя стопроцентной гарантии всё равно нет. И второй: (это признают все без исключения автомобилисты, с кем удалось ещё пообщаться): цены на топливо в России уже таковы, что его качество должно быть, по крайней мере, как на Западе. Однако до сих пор заправка на российских АЗС сродни лотерее.
Кто в этом виноват? Не будем утверждать, что нефтеперерабатывающие заводы, использующие устаревшие технологии. Скорее всего причин, по которым в нашей стране продаётся плохое топливо, – не одна, и не две, а целый комплекс, включающий в себя и отсутствие должного контроля со стороны отдельных организаций и чиновников, и наше мягкое и одновременно противоречивое законодательство. В данном случае важен другой вопрос. А именно: изменится ли когда-нибудь ситуация с качеством топлива? Увы, но ответить на него, похоже, не сможет в России сегодня никто. Как говорится, поживём — увидим. Ведь надежда умирает последней…