Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
26.09.2007 Выпуск 1966 | Россия | В.Волин
Православный календарь: Символ спасения
Завтра 27 сентября двунадесятый (один из двенадцати в году), непереходящий (с фиксированной датой) праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Установление этого праздника соотносят с двумя историческими событиями.

ОБРЕТЕНИЕ

Первое. В начале IV века византийский император Константин Великий окончательно прекратил гонения на христиан. С тех пор Византия стала оплотом христианства.

По преданию было императору видение – огромный огненный крест на небе и слова «Сим победиши». После чего Константин распорядился вышить кресты на знамёнах и с этим символом одержал три значительные победы. А затем для укрепления веры было принято решение – найти крест, на котором некогда был распят Иисус Христос. И с этой целью в 326 году в Иерусалим отправилась мать императора, царица Елена.

За три минувших столетия язычники постарались всё сделать, чтобы буквально стереть с лица земли место казни и Воскресения Господня: на Голгофе и Гробе Господнем установили капище Венеры и статую Юпитера. (Через две тысячи лет мы сделали нечто подобное, уже в виде трагифарса: храм – бассейн, бассейн – храм…)

Несмотря на то, что история обретения Креста Господня интересна сама по себе, мы не будем здесь её пересказывать (интересующиеся могут прочесть об этом сами в общедоступной литературе).

Отметим результат: царица нашла крест, на котором был распят Иисус Христос. И было великое стечение народа на Голгофу, так что за теснотою люди не могли приблизиться, чтобы приложиться к святыне. Тогда патриарх Макарий, став на возвышенности, поднял — воздвиг крест над толпой (от этого ритуала и название праздника).

В память об обретении креста Господня на I Вселенском соборе было принято Церковью установить празднование дня. На том же соборе император Константин выразил желание воздвигнуть на Голгофе храм. Что и было исполнено. И даже более: царица заложила порядка 80 храмов – в Вифлееме, на Елеонской горе, в Гефсимании. И возвратилась в Константинополь, взяв с собой часть Животворящего Древа (с этим названием связано одно из чудес, когда крест оживлял мёртвых) и гвозди, которыми был прибит Спаситель.

А храм на Голгофе Воскресения Христова (храм Гроба Господня) строился почти 10 лет и был освящён 13 (26) сентября 335 года. Праздник же Воздвижения был отнесён к 14 (27) сентября. В том году освящение храма выпало на субботу. А Воздвижение – на воскресенье. Что было вдвойне прилично воспеть тогда в Иерусалиме: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твоё славим!».

И Тирским собором епископов, прибывших со всех концов империи на освящение храма, было положено праздновать повсюду. Так праздник сделался всемирным в собственном смысле.

Когда же Елена ещё покидала Израиль, то большую часть древа оставила в Иерусалиме. Его поместили позже в храме Воскресения в серебряном ковчеге для поклонения. И эта часть ежегодно, в праздник Пасхи, в память обретения торжественно воздвигалась и предлагалась для поклонения народу, приходящему из разных стран. И для многих людей высшей наградой за труд пути служили частицы животворящего древа, которые помещали в золотой и серебряный оклад и носили на груди.

Святитель Кирилл Иерусалимский в своё время свидетельствовал, что хотя «святое древо креста и было видимо в храме, но розданное по частям целой вселенной, наполнило собой почти уже всю вселенную». (Нет, святые отцы не могли, конечно, так кощунствовать, обманывая целые столетия миллионы людей и выдавая простое дерево за животворящие частицы. Здесь видится явление высшего порядка: как Христос кормил некогда пятью хлебами множество людей!)

Русь не раз получала с Востока части Животворящего креста, которые хранились в разных частях нашего отечества.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА

В VII веке в празднике соединилось второе воспоминание.

В 614 году персидский царь Хозрой в войне с византийским императором Фокой занял Иерусалим и овладел святыней. Так крест «попал в плен».

Историки отмечают, что пребывание его в языческой стране сопровождалось знамениями и чудесами, приводя в изумление всю Персию. Говорили: «Бог христианский к нам пришёл, и что с нами будет?»

Сам Хозрой оказывал святыне честь и уважение: не посмел вынуть древо из запечатанного ковчега, и оно оставалось неприкосновенным.

А в 628 году преемник Хозроя Сироес по заключению мира с императором Ираклием возвратил Крест Господень. И, что символично: крест «возвратился из плена» 14 (27) сентября!

Обряд Воздвижения креста Господня имеет глубокое духовное значение (кратко: это орудие казни и смерти, и вместе с тем – это символ нашего спасения, овеществленная хоругвь нашей веры, знамение христиан и христианства).

СЛОВУЩЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

А в канун праздника Воздвижения, 26.09, когда отмечается память обновления храма Воскресения Христова. А народ прозвал этот праздник (который, кстати, всегда почитался) «словущим воскресеньем».

Московский митрополит Филарет так объяснял народное название: «Народ видит храм Воскресения Христова (и церковь прославляет в этот день Воскресение Христа). И видит, что этот праздник совершается не в Светлое воскресенье, а часто в другой день недели (по движению церковных времён). Встречая несообразность и не зная исторического объяснения, народ искал выражение, чтобы отличить этот праздник от воскресных, и дал ему название словущего (т.е. так называемого воскресенья). Говоря этим: это не светлое воскресенье, но особый праздник, который хотя и случается не в воскресенье, но словёт (именуется) воскресеньем».

ТРАДИЦИИ И ПОВЕРЬЯ

Воздвижение – это окончание жатвы и начало осенних работ. Это третья встреча осени, приближение зимы («день зиме навстречу двигает»).

Была легенда, что на Воздвижение змеи празднуют свадьбу своего царя, да бегают по лесу лешие, потом проваливаются под землю и спят до весны. Так что в лес в этот день – ни-ни! А вот после праздника опять собирали осенние грибы, заканчивали уборку капусты, начатую в Рождество Богородицы.

Вообще, было поверье – не начинать в этот день важных дел, т.к. всё начатое будет неудачным и бесполезным.

По традиции день Воздвижения считался постным. Говорили: «У кого на Воздвиженье на столе убоина, тот все свои молитвы убивает».

Были крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед, служились молебны, поднимались иконы, проходил обход полей с молитвою о будущем урожае…

Считалось, что в этот день идёт невидимая битва между «честью» и «нечестью», поднимается друг на друга правда и кривда, «свято» и «несвято». Но, конечно, побеждает правда с помощь Креста Господня, поднимающегося из земли…

Такие вот простодушные, но всем понятные толкования. Но из этого – и первое заключение: раньше «люди Бога боялись»! А сейчас…


В.Волин

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru