Послезавтра, 19 октября церковь отмечает память апостола Фомы.
Нашими первыми детскими книжками были не «евангельские истории для детей». А потому для нас первым «Фомой неверующим» стал образ взбалмошного мальчишки со «странным» и совсем несовременным именем, выписанный прижизненным классиком (помните: «В одном переулке /Стояли дома./В одном из домов/Жил упрямый Фома...» — СВ. Михалков.). Но уж Сергей Владимирович-то знал Писание, откуда «скрытно» и провёл «именную» аналогию к своему герою. И уж, конечно, между «историческим Фомой» и Фомой из детского стихотворения нет ничего общего кроме имени.
Святой апостол Фома был рыбаком, родом из галилейского города Пансады. Услышав о благовестии Иисуса Христа, он оставил всё и последовал за Ним, став одним из двенадцати апостолов. И то, что из множества людей, видевших тогда чудотворения Христа и слышавших Его проповеди, он вошёл в малое число избранных, говорит о многом. Неверя-щих в явленного Мессию было множество. Тех, что поносили и гнали Спасителя. А вот Фома был в «круге ближнем»! Так что говорить о явном неверии с его стороны не приходится. А между тем... В общем, здесь не всё так просто...
Фома - скептик, пессимист и прагматик. Он слышит и видит Иисуса и Его деяния и - верит. Но, как человек прагматичный, верит лишь тому, что осязаемо, овеществлено. «Ты поверил, потому что увидел меня», - скажетему Иисус. И до поры это будет так.
Впервые мы «слышим» Фому, когда Иисусу сообщают о смерти Лазаря. Не долго думая тот сообщаетученикам, что нужно вернуться в Иудею. Вернуться, кстати, туда, где Иисуса дважды пытались забросать камнями, и откуда Он вынужден был укрываться по другую сторону Иордана. Тогда Фома, понимая степень опасности и неизбежность её предотвращения, говорит товарищам: «Пойдём и мы умрём с Ним». Это, конечно, преданность. Но и угрюмый пессимизм.
Другой раз-Тайная Вечеря. «Я иду приготовить место вам, - сообщает Иисус ученикам и добавляет, —А куда Я иду, вы знаете, ипутьзнаете». «Господи! Незнаем, куда идёшь; и как можем знать путь?» - вопрошает Фома. В этом - его прагматизм. Он должен знать всё точно - куда? как? - а не догадываться, доходя «своим умом». И здесь на свой практический вопрос он получил больше чем ответ - Программу - напутствие на всю свою дальнейшую жизнь (читайте Евангелие!).
А вот третье событие и сделало его имя незаслуженно нарицательным. В пасхальное воскресенье Иисус воскрес и явился сначала Марии, а потом и другим ученикам. Всем, кроме двух: Иуда мёртв, а Фомы - нет (он замыкается в собственном горе, не желая никого видеть). Друзья рассказывают ему о воскресшем Учителе, но он, не отвергая их честность и искренность, отказывается принимать их слова: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Здесь практицизм умножается на чёрный пессимизм.
Неделю (!) никакие увещевания не убеждают Фому. На восьмой день после Воскресения Господь явился Фоме и показал свои раны. И - «Господь мой и Бог мой!» - воскликнул тогда Фома, падая на колени. Его вера укрепилась через увиденное. Но вот Господь говорит Фоме о блаженстве невидевших, но уверовавших. Это - уже для нас: далее для всех будет наоборот - увидят те, кто верует!
«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - скажет о нём святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благости Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл сосвоей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
Так что, показанный пример - это не просто «перевоплощение» человека неверующего в верующего (таких примеров было немало, когда Иисус при жизни являл чудеса исцеления). Повторюсь, не для того, полагаю, Фома был в ближайшем окружении. Нет, думается, со скепсисом, упрямством и практицизмом он нёс для нас в будущее практическое свидетельство]
Подтверждает это четвёртый случай. Фома не успел вовремя прибыть к смерти и погребению Богородицы. Он пришёл лишь на третий день. В отчаянии от опоздания он попросил отворить пещеру - усыпальницу, где была похоронена Богоматерь. Отворили и - не обнаружили там тела, только погребальные пелены! Так через «опоздавшего» Фому было явлено всем практическое свидетельство воскресения Божией Матери.
По преданию апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Пафии, Эфиопии и Индии. Об этом рассказывает книга Деяний Фомы, написанная во втором веке. Ма-лабарские христиане в Индии до сих пор почитают его своим первым благовест-ником и мучеником. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) апостол был заключён в темницу и после пыток забит копьями. Так мученической смертью «неверующий» апостол запечатлел проповедь Евангелия.
Части мощей святого Фомы есть в Индии, Венгрии, на Афоне. С его именем связаны вторая неделя по Пасхе (Фомина неделя), Аравийская (Арапетс-кая) икона Божией Матери (6 сентября).
Воистину, в таком «неверии» больше веры, чем у «верующих по-своему»!
В. Волин