На 2008 год на эти же цели выделено 544,3 млн. рублей, в том числе 177,7 млн. рублей из федерального бюджета. Таким образом, финансирование возросло более чем на 50% по сравнению с уровнем прошлого года, что не сможет переломить ситуацию с ускорением строительства и улучшением ремонта существующих дорог.
За последние годы участок федеральной трассы федеральной автомобильной дороги М-18 «Кола», протяжённостью 537,4 км, проходящий по территории области, пришёл в неудовлетворительное состояние, в то время как Карельский участок выглядит гораздо лучше. Это произошло потому, что эксплуатацией и ремонтом дороги занимается Федеральное государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург — Мурманск Федерального дорожного агентства» (ФГУ «Упрдор «Кола»), которое расположено в Карелии, откуда и осуществляется управление дорогой, в том числе и участком, проходящим по территории нашей области. Удалённость руководства отрицательно сказывается на принятии оперативных решений и выделении финансовых средств на Мурманский участок.
Только в этом году по указанию президента Российской Федерации выделены денежные средства на ремонт 150 км. Этого явно недостаточно, ремонт растянется на много лет, что приведёт к значительному удорожанию каждого отремонтированного километра трассы.
Для скорейшего приведения дороги в нормативное состояние предлагаем рассмотреть вопрос о переводе ФГУ «Упрдор «Кола» в Мурманскую область для оперативного решения возникающих проблем и повышения эффективности управления дорогой».
Ответ, пришедший в Мурманскую областную думу от заместителя министра транспорта РФ Е.С. Москвичёва, по словам и.о. председателя Мурманской областной думы Александра Крупадёрова, вполне обнадёживает, как и то, что сегодня делается дорожниками по этой трассе.
Вот что в частности сообщает депутатам заместитель министра: «До 2004 года указанный участок автомобильной дороги обслуживался ГУ «Мурманскавтодор», при этом по состоянию на 1 января 2004 года лишь 13% протяжённости участка дороги соответствовало нормативным требованиям.
Для исправления сложившейся ситуации указанный участок автомобильной дороги М-18 «Кола» был закреплён за ФГУ «Управление автомагистрали Санкт-Петербург — Мурманск Федерального дорожного агентства». По результатам 2007 года доля протяжённости указанного участка, соответствующего нормативным требованиям, увеличилась до 39,1 %.
В рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» в 2008 — 2009 годах на указанном участке автомобильной дороги М-18 «Кола» предусматривается отремонтировать 133,2 км (с выделением из федерального бюджета средств в сумме 615 млн. руб.) и капитально отремонтировать 184,6 км (2 210 млн. руб.). В 2011 году планируется довести долю протяжённости этого участка дороги, соответствующего нормативным требованиям, до 85% при расчётном показателе в целом по Российской Федерации в 40,6 %. В связи с изложенным перевод ФГУ «Управление автомагистрали Санкт-Петербург — Мурманск» на территорию Мурманской области нецелесообразен».
Что касается дороги Кола — Верхнетуломский, о неудовлетворительном состоянии которой тоже неоднократно говорили депутаты Мурманской областной Думы, то, как сообщает Александр Крупадёров, 7 июля 2008 года Правительство Мурманской области приняло постановление «О заключении долгосрочного государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом», в котором, в частности, говорится, что государственному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области («Мурманскавтодор») необходимо: заключить долгосрочный государственный контракт на выполнение работ с длительным производственным циклом по объекту «Реконструкция автомобильной дороги Кола — Верхнетуломский — КПП «Лотта»; утвердить перечень показателей к долгосрочному государственному контракту на выполнение работ с длительным производственным циклом по объекту.
В постановлении говорится, что предельный срок выполнения работ с учётом сроков, необходимых для размещения заказа, – 2008 — 2010 годы. В 2008 году на это планируется потратить 88 654 280 рублей, из них областной бюджет выделяет 70 458 480, а федеральный — 18 195 800. В 2009 году областной бюджет потратит 113 800 000 рублей, а в 2010 — 86 402 870.
-Есть все предположения, что мы в ближайшем будущем будем ездить по относительно нормальным дорогам, – сказал депутат А.Д. Крупадёров. – Но тема эта по-прежнему будет в сфере пристального внимания областной думы, правительства и губернатора области.
Д. Жорина.