Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
Память без срока давности

Рыбачий, край России. Но те, кто хоть раз побывал здесь, не согласятся с этим: отнюдь не край — начало России. И если бы могли говорить скалы, мы узнали бы очень и очень много из богатой истории этого небольшого, казалось бы, клочка русской земли. Однако историю всё-таки делают люди. И страницы в ней не всегда наполнены счастьем и радостью…

С 25 по 27 июля на полуостровах Средний и Рыбачий прошёл традиционный поход молодёжи, ветеранов, воинов армии и флота «Тропою героев Заполярья». И так совпало, что посвящён он был сразу нескольким большим юбилеям: 70-летию Мурманской области, 90-летию погранвойск России, 75-летию Краснознаменного Северного флота, 65-летию подвига отряда капитана Юневича, 90-летию ВЛКСМ. Ещё одна круглая дата касалась самого похода: в этом году традиции рыбачинских слётов исполнилось 10 лет. Всё это и стало причиной, по которой нынешний поход несколько отличался от предыдущих как программой, так и составом участников.

 
День первый
 
По прибытии экспедиции на полуостров Средний мы встретились с ребятами из военно-патриотических отрядов, работавших здесь в течение двух недель. Сначала они вполне традиционно отчитались о проделанной работе. Подростки из Печенгского района, Мончегорска, Североморска, Туломы, Мурманска, невзирая на погоду и бытовые трудности, благоустраивали воинские захоронения, занимались поисковой и краеведческой работой. И согласно местам их дислокации маршрут нашей экспедиции пролёг от Титовки до высоты «Яйцо», затем на место подвига батареи лейтенанта Селивёрстова, на ручей Корабельный, где была создана легендарная песня «Прощайте, скалистые горы!», к центральному мемориалу героям Рыбачьего у п. Озерки. «Взаимовыручка, самоотверженность и немалое мужество — качества, которые не всегда присущи даже взрослым, но в характере этих детей», — такой вердикт по итогам ребячьей работы был вынесен и руководителями военно-патриотических отрядов, и ветеранами.

Распрощавшись с ребятами, правда, всего на один день (завтра нам предстоит немало совместных мероприятий), мы выезжаем в сторону полуострова Рыбачий. Ещё около 30 километров по бездорожью нам предстоит преодолеть со святой целью: одна из участниц экспедиции, москвичка Нина Петровна Медведева, впервые приехала в эти края на могилу своего отца, сержанта Петра Егорова, который покоится в братском захоронении в Вайда-губе.

Кому-то эти места могут показаться бесконечно мрачными: безбрежное свинцовое море плавно переходит в безбрежную, пока ещё по-июльски зелёную тундру, а над всем этим повисли непроглядные тучи, брызгающие на землю нудной моросью. Здесь вроде бы нет ничего, кроме ветра, скал, камней, воды и мха. Но впечатление это обманчиво. Мхи и лишайники умудряются, как из ниоткуда, украсить себя ярким разноцветьем, небольшие волнообразные горные гряды идут через весь полуостров, образуя неповторимый пейзаж. Здесь, на берегу губы Вайды, мы и разбиваем свой лагерь.

На братское захоронение мы идём вместе с бойцами радиотехнического батальона, несущего в этих местах нелёгкую службу по охране воздушных рубежей нашей Родины. Несмотря на сложные боевые задачи они находят время ухаживать и за воинским захоронением. Поэтому нашим глазам предстаёт небольшой, аккуратный памятник и могилы погибших в этих краях воинов. Среди них значатся даже два английских лётчика. К сожалению, их имена не известны, а вот фамилии советских воинов на мемориальной доске обозначены. На одной из могил мы видим табличку: «сержант Егоров П.П., погиб 14.02.42.».Это и есть основная цель нашего долгого путешествия.

-Когда погиб отец, – вспоминает Нина Петровна, – мне исполнилось всего пять лет. Нас в семье было трое детей, и мы с матерью находились в эвакуации на Волге. В один из дней мама услышала голос отца, который несколько раз звал её. Потом пришла похоронка. Видимо отец, умирая, очень сильно мучился, а она почувствовала его боль.

В тот роковой день немецкий бомбардировщик сбросил свой смертоносный груз на боевой пост. Сержант Егоров охранял склад боеприпасов, а когда началась бомбёжка, бросился на выручку друга. Вместе они и сгорели. А семья Егоровых с похоронкой получила страшный рассказ о гибели мужа и отца.

-Именно ради таких моментов стоит продолжать нашу работу, – сказал, открывая памятный митинг, директор Центра гражданского и патриотического воспитания молодёжи Михаил Орешета, оказавший Нине Петровне помощь в поиске и организации её поездки на Рыбачий. – Ещё одна семья обрела своего солдата, а дочь смогла побывать на могиле отца.

Мы отдали дань памяти павшим героям Рыбачьего, а над могилами Петра Павловича и его товарищей прогремел салют из трёх оружейных залпов.

 
День второй
 
На следующее утро, попрощавшись с гостеприимными военными, мы покинули Вайда-губу, чтобы отправиться дальше. Дорога нашей экспедиции лежала обратно на полуостров Средний, в район высоты Безымянной — одного из самых кровопролитных участков фронта на Рыбачинском направлении. Здесь, на месте бывшего опорного пункта №5 в память павшим установлен новый обелиск. Но прежде чем отправиться к нему, на поляне под высотой встаёт торжественный строй школьников, ветеранов, поисковиков. И впервые в торжественном митинге принимает участие депутат Государственной думы РФ М.П. Ненашев.

-От имени Государственной думы, – сказал Михаил Петрович, – я выражаю искреннюю признательность ветеранам за их подвиг, а молодёжи — за их человечность, потому что в нынешнее жёсткое и равнодушное время я поражён тем, что увидел здесь. Я беру на себя моральное обязательство через создание соответствующих законов добиться помощи поисковому движению, чтобы уже в ближайшие годы похоронить всех наших солдат.

После непродолжительного митинга мы совершаем восхождение на высоту Безымянную. Сложенный из камней, напоминающий пограничный гурий, памятник, увенчанный пятиконечной звездой, виден издалека. «Добраться сюда было подвигом, воевать — мужеством, остаться в живых — счастьем» — гласит надпись на мемориальной доске. Но не меньшим мужеством стал подъём на высоту одного из участников нашего слёта — ветерана Великой Отечественной войны, бывшего морского пехотинца Алексея Петровича Мордвинова. Это произошло через 60 с лишним лет после страшного боя, когда погибли боевые друзья, а из всего огневого расчёта в живых остался он один, получив тяжелейшую контузию.

-Непотопляемый линкор — так называли Рыбачий, – говорит Алексей Петрович, – а был он непотопляем потому, что здесь насмерть стояли советские солдаты. Ведь русский народ всегда имел особую силу, которая не позволила фашистам осуществить свои планы, а здесь, на Среднем, они за четыре года так и не смогли продвинуться дальше.

Ещё много в этот день слёта было интересного. После нашей передислокации на место основного лагеря под высотой «Погранзнак» состоялся традиционный поход к месту последнего подвига разведотряда капитана Юневича — героя Великой Отечественной, ещё при жизни ставшего легендой, но о котором у нас знают непростительно мало.

Вечером же все желающие смогли попробовать свои силы в соревнованиях по стрельбе на приз героев-разведчиков, а также принять участие в конкурсе патриотической песни. Кстати говоря, автор этих строк заняла в последнем призовое третье место, привезя с Муста-Тунтури соответствующую грамоту и приз. Но это так, к слову.

 
День третий
 
Не совсем традиционно начался и третий день нашей экспедиции. За время работы на полуострове Среднем ребята из отряда «Боец» Печенгского района обнаружили останки двух советских бойцов — на высотах «Яйцо» и ««Безымянная»». В день военно-морского флота морские пехотинцы, более 60 лет назад сложившие головы за свободу и честь родной страны, нашли своё последнее упокоение. Торжественное захоронение прошло на воинском кладбище под нависающей громадой Муста-Тунтури.

Склонили убелённые сединами головы ветераны, пряча невольные слёзы, притихли шумливые подростки, а над скалами застыло в свинцовом разрезе туч внезапно выглянувшее солнце. Вечная память павшим!

И как дань памяти морским пехотинцам и их боевым товарищам, бойцам Красной армии Северного флота, погибшим на Среднем и Рыбачьем, их молодые потомки ринулись на штурм высоты «Погранзнак», повторяя события 64-летней давности — тогда, в 44-ом, взятие Муста-Тунтури стало одной из важнейших страниц освободительной Петсамо-Киркенесской операции.

-Пять минут, вы представляете, пять минут! – восхищённо посмотрел на часы Алексей Петрович Мордвинов, когда над «Погранзнаком» взвились знамёна Победы, России и флотский Андреевский флаг. – Вот это молодцы!

Уже после штурма на поляне состоялось подведение итогов похода и традиционное награждение. Но ко всем грамотам и призам, которые вручал отличившимся Михаил Орешета и ветеран Октябрин Дмитриевич Девятов, в этом году добавились и необычные подарки. Самым главным, наверное, стало то, что участники слёта — ветераны Великой Отечественной войны и солдаты Рыбачьего — теперь по праву являются почётными членами отряда «Боец» Печенгского района.

-В прошлом году мои ребята здесь, на Среднем, нашли останки безымянного бойца, – рассказал руководитель «Бойца» Александр Федухин. – К счастью, таковым он не остался: нам удалось установить, что это Иван Камышин, и теперь наш отряд носит его имя.

А морской пехотинец Мордвинов, помимо звания почётного члена отряда «Боец», увёз в военный музей юго-восточного округа Москвы бесценный подарок от наших ребят: фляжку с выцарапанной на ней фамилией «Филимонов», найденную на высоте «Безымянная», в тех местах, где он воевал.

Слёт окончен, и мы прощаемся с легендарными местами и друг с другом. Прощаемся, чтобы через год встретиться снова:память не имеет срока давности и временных отрезков.

 О. Погорецкая.

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru