По данным профилактических медицинских осмотров школьников посёлка Никель нарушение осанки у первоклассников составляет от 12,5% до 20%.
Самый высокий уровень выявленных на профилактических осмотрах нарушений остаётся в возрастной группе 16-17 лет (перед окончанием школы) и составляет от 73,2% до 83,3%. В структуре нарушений данной возрастной группы сколиоз составляет от 4,0% - 12,2%, нарушение осанки от 8,0%- 37,5%.
В ортопедии принято считать, что показателем гармоничного развития физических и нравственных сил человека является осанка. Приосаниться – значит собраться телом и духом.
Анатомически правильное расположение звеньев тела обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме. Нормальная осанка характеризуется:
-равномерной волнообразностью позвоночного столба (правильная волнообразная спина);
Осанка – это не только положение тела, это и пластичность движений, и умение сохранять гибкость и выразительность этих движений. Осанка должна отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Но она не появляется сама по себе, а создаётся повседневным упорным и настойчивым трудом.
Основа осанки – позвоночник. Он является самым мощным костным аппаратом нашего тела. За эту мощь и силу его назвали позвоночным столбом.
У человека около 600 мышц, их вес равен 40% веса тела (у ребёнка 25% веса тела). Мышцы приводят в движение суставы, удерживают в вертикальном положении позвоночный столб; с деятельностью мышц связана работа всех органов и систем человека. Мышцы, производя работу, сами увеличиваются в объёме, приобретают силу и выносливость.
Мышцы детей быстро утомляются, и ребёнок вынужден принимать наиболее удобную (облегчённую), причём, — неправильную позу. Дети привыкают к ней, и постепенно привычка превращается в болезнь (асимметрия, нарушение осанки, искривление позвоночного столба), поэтому необходимо помогать ребёнку укреплять его мышцы.
Движения, занятия физической культурой и спортом – это физиологическая потребность растущего организма. Следовательно, жизнь детей с самого раннего возраста должна быть пронизана элементами физической культуры. Спорт и физкультура приносят детям жизнерадостность и энергию, закаляют и дисциплинируют их, формируют и шлифуют осанку. А здоровая осанка – главный показатель физического воспитания.
Физическое воспитание – важная часть общего воспитания детей. От физического развития детей зависит их будущее: выбор специальности, профессиональное умение, продолжительность жизни. Основное богатство семьи и общества – здоровый человек. Если применить финансовую терминологию, то наилучшая форма вложения в семейный и национальный капитал – это подъём физического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время разработано множество комплексов упражнений для детей различного возраста.
Необходимо помнить, что кость – это «животворная» ткань, причём, очень щедрая. Если в организме не хватает минеральных солей, то кровь «вылизывает» из костной ткани кристаллы кальция и доставляет их в «аварийное место». Кость, «отдавшая» своим кристаллы кальция, размягчается, деформируется. Внешне это искривление костей голени, «куриная» грудь, грудь «сапожника».
Нарушение витаминно-минерального обмена приводит к сужению таза (со всеми отсюда вытекающими акушеро-гинекологическими последствиями для девушек). Недостаток этих веществ в пище беременной женщины приводит к недоразвитию тазобедренных суставов у детей. При дефиците витаминов, минеральных солей мышцы теряют статическое (удерживающее) свойство. В результате наступает нарушение осанки, плоскостопие. Таким образом, в воспитании осанки витамины, белки и минеральные соли имеют исключительное значение. Рост и развитие непрерывно растущего организма идут главным образом за счёт этих веществ. Ими богаты мясо, овощи, фрукты, молочные и рыбные продукты.
Для формирования правильной осанки необходимо соблюдать гигиену осанки. Это значит – помнить о роли в воспитании осанки одежды, обуви, мебели. Контролировать в течение дня позы за столом, при письме, при чтении, стоя, при ходьбе, во время работы и отдыха.
Осанку можно проверить так: встать спиной к стене, плотно прижать к ней затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки. При нормальной осанке расстояние между шейным, поясничным изгибами и стеной будет равно примерно ширине ладони ребёнка. Отклонение в ту или другую сторону указывает на нарушение осанки.
Однако, словесный метод обучения для детей утомителен. Они хорошо воспринимают наглядный пример. Если вы хотите, чтобы у ребёнка была красивая осанка, то в первую очередь следите за своей осанкой. Если хотите, чтобы дети занимались физической культурой и спортом, то в первую очередь занимайтесь сами этим. Таков закон образования условных, жизненно необходимых рефлексов.
Н. Поспелова,
детский врач.