На прошлой неделе Печенгский район с рабочим визитом посетил Александр Ямщиков, начальник управления регистра муниципальных правовых актов министерства юстиции Мурманской области. Он встретился с представителями муниципальных образований Печенгского района с целью выяснения готовности органов самоуправления к грядущей установке автоматизированного рабочего места (АРМ) «Муниципал». Кроме того, рассматривалась возможность участия местного бюджета в реализации этой программы, так как общая сумма затрат из областного бюджета на все 40 муниципальных образований в ценах 2010 года превышает 2 млн. 650 тыс. рублей.
Внедрение системы АРМ «Муниципал» предусматривает «упрощение взаимодействия органов местного самоуправления с министерством в части предоставления муниципальных нормативных правовых актов для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Мурманской области, а также минимизирует связанные с этим бюджетные расходы». Если перевести эту фразу с чиновничьего языка на человеческий, то сейчас муниципалитеты обязаны предоставлять все выпущенные нормативные документы в Регистр как в бумажном, так и (по желанию) в электронном виде. А планируется, что останется только электронный вариант.
Проблема эта возникла не вчера. А со временем она лишь обострилась, когда на свет появились бесчисленные муниципальные образования, ставшие выпускать тонны своих решений и постановлений. Например, только за 2010 год муниципальные власти всей Мурманской области отправили в столицу Заполярья документов аж на 15 тысячах (!) листов. Так что кардинальное решение этой проблемы назрело, причём давно.
Выход из сложившейся ситуации известен и апробирован уже во многих странах, а называется он внедрением электронно-цифровой подписи. Для тех, кто пока плохо представляет себе, что это такое, скажем, что электронно-цифровая подпись (ЭЦП) позволяет точно так же подписывать электронный документ, как если бы это делалось обычной шариковой ручкой. И точно так же после этой процедуры электронный вариант бумаги обретает законную юридическую силу. О пользе этого нововведения, кстати, не устаёт напоминать президент России Дмитрий Медведев, который частенько критикует власти за неповоротливость в самых элементарных вещах вроде документооборота.
Массовое внедрение автоматизированного рабочего места планируется лишь с 2012 года. Но тщательная подготовка к нему со стороны правительства Мурманской области, как видим, уже началась. В её рамках планируется не только выяснение степени готовности муниципальных образований к переходу на электронный документооборот, но и проведение различных обучающих семинаров, рассылка методических пособий. К тому же после практической реализации программы специалисты из областного правительства будут, что называется, сопровождать её в течение целого года.
Как подтвердил после встречи Александр Ямщиков, органы местного самоуправления муниципальных образований Печенгского района проявили готовность к обслуживанию автоматизированного рабочего места, а также пообещали принять участие в софинансировании программы в 2012 году в размере 5% от её стоимости (на сегодняшний день это чуть более 3 тыс. рублей).
Остаётся надеяться, что благая мера действительно принесёт ощутимую пользу не только чиновникам, избавленным от необходимости распоряжаться тоннами бумаг, но и рядовым гражданам, которые смогут в любой момент зайти в Интернет и найти нужный документ какой угодно давности. Таким образом, будет сделан ещё один важный шаг в создании давно обещанного на самом высоком уровне электронного правительства.
А. Булыгин
Фото автора