Приложение к Решению Совета депутатов муниципального образования Печенгский район от 29.10.2010 № 120
ПОРЯДОК
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Печенгский район и проектов муниципальных нормативных правовых актов
1. Общие положения
1.1.Предметом антикоррупционной экспертизы являются муниципальные нормативные правовые акты и проекты муниципальных нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов муниципального образования Печенгский район (далее - Совет депутатов Печенгского района), Главы муниципального образования Печенгский район и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Печенгский район (далее - администрация).
1.2.Антикоррупционная экспертиза проводится в целях:
выявления в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов, то есть положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым способствующих созданию условий для проявления коррупции;
разработки рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия выявленных в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
1.3.Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится уполномоченным органом в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
уполномоченным органом
2.1. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится уполномоченным органом по мере их поступления в уполномоченный орган на экспертизу.
2.2. Направление проектов нормативных правовых актов на проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется разработчиками проектов и (или) инициаторами их принятия.
Ответственность за не направление проектов нормативных правовых актов на антикоррупционную экспертизу возлагается на непосредственного разработчика проекта и (или) инициатора его принятия.
2.3. Направление нормативных правовых актов на проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется по инициативе Совета депутатов
Печенгского района, депутата Совета депутатов Печенгского района, в том числе Председателя Совета депутатов и его заместителя, Главы муниципального образования Печенгский район, Главы администрации муниципального образования Печенгский район, заместителей Главы муниципального образования Печенгский район, руководителей структурных подразделений администрации, если указанные лица при применении нормативного акта усматривают основания для проведения экспертизы.
2.4. Уполномоченный орган проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов при мониторинге антикоррупционной деятельности в муниципальном образовании Печенгский район.
2.5. При определении признаков нормативности проекта муниципального правового акта и муниципального правового акта необходимо руководствоваться п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
2.6. При направлении нормативного правового акта и проекта нормативного правового акта на антикоррупционную экспертизу, к нему прилагается пояснительная записка.
В пояснительной записке должны содержаться следующие сведения:
наименование проекта документа, направляемого на антикоррупционную экспертизу, с обоснованием необходимости его принятия;
полный перечень положений (статей, частей, пунктов) федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения и позволяющих установить правомерность принятия данного проекта документа.
2.7.Антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта проводится в срок не более 7 рабочих дней со дня его поступления в уполномоченный орган.
2.8.По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, которое носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, к компетенции которого относится сфера регулирования нормативного правового акта, принятие проекта нормативного правового акта или разработчиком проекта.
2.9.Если по результатам проведения экспертизы уполномоченным органом дано заключение, выявляющее в проекте нормативного правового акта коррупциогенные факторы, после внесения в проект нормативного правового изменений, проект нормативного правового акта повторно направляется в уполномоченный орган на антикоррупционную экспертизу.
2.10.После проведения антикоррупционной экспертизы и составления заключения, нормативный правовой акт, проект нормативного правового акта с сопроводительным письмом направляется уполномоченным органом органу местного самоуправления, либо лицу, направившим правовой акт на экспертизу.
3. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы
3.1. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта или проекта документа состоит из вводной части, описательной части и выводов.
3.2. Вводная часть должна содержать:
сроки проведения экспертизы;
данные о проводящем экспертизу лице;
наименование нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, представленного на экспертизу;
основание для проведения экспертизы.
3.3. В описательной части отражаются все выявленные положения нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов в порядке расположения этих норм.
При этом для каждой нормы указываются все выявленные в ней коррупциогенные факторы и рекомендации по их устранению.
Заключение может содержать указания на наличие (отсутствие) в анализируемом нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.
3.4. Выводы по результатам антикоррупционной экспертизы должны соответствовать описательной части заключения, отражать обобщенную информацию о наличии (отсутствии) в тексте нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта коррупциогенных факторов, их характере и количестве.
3.5. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы:
не может содержать утверждение о намеренном включении в проект нормативного правового акта коррупциогенных факторов;
не предполагает выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых используются или могут использоваться коррупциогенные факторы;
не предполагает оценку объема коррупционных последствий.
3.6. Заключение подписывается лицом, которое проводило антикоррупционную экспертизу.
4. Предоставление нормативных правовых актов в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной экспертизы
Муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования Печенгский район, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, муниципальной собственности, муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы, предоставляются для проведения антикоррупционной экспертизы прокурору Печенгского района в течение пяти рабочих дней со дня их подписания с сопроводительным письмом, подписанным руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом, принявшим и (или) подписавшим муниципальный нормативный правовой акт.
5. Независимая антикоррупционная экспертиза
5.1. Независимая антикоррупционная экспертиза (далее - независимая экспертиза) проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.
5.2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов разработчик проекта документа и (или) инициатор его принятия, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления документа на согласование, в соответствии с Регламентом работы, размещает его на официальном web-сайте муниципального образования Печенгский район (www.pechengamr.ru), с указанием даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы, адреса для направления заключения независимой экспертизы и способов, которыми осуществляется прием заключений (по почте, в виде бумажного и (или) электронного документа, курьерским способом).
5.3. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
5.4. Заключение по результатам независимой экспертизы регистрируется в общем порядке регистрации обращения граждан в органе местного самоуправления, и рассматривается разработчиком проекта и (или) инициатором его принятия документа в тридцатидневный срок со дня его поступления.
5.5. По результатам рассмотрения заключения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.