«Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мёртвых воскрешал.
Потому что если не любил,
Значит, и не жил, и не дышал».
Этот красивый поэтический образ из «Баллады о влюблённых» В. Высоцкого мало чего общего имеет с жизнью. Хотя ветер сегодня, как говорится, «в тему»: идут «свадебные недели» (см. «П» №4 от 22.01.2011); ну, значит, сам Бог заповедал идти им с ветерком.
А вот в жизни оно так: ветер – к перемене погоды; значит, ртутный столбик уличного термометра скачет как детский «попрыгунчик», барометр «падает». И это пусть по телевизору врут в утешение про стабильное состояние здесь и сейчас геомагнитной среды, но организм не обманешь: начинаются «сбои» – там, сям… «просыпаются», казалось бы, уже забытые болячки. Всё так.
Понимаем, что не бывает обновления без ветра, и хочется какого-то обновления, но вот не нравится нам ветреная погода. И дело не только в самочувствии. Зимой ветру сопутствуют гололедица, заносы на дорогах и пешеходных тропах. Да и вообще…
Нам, живущим в условиях заполярного экстрима, к ветрам не привыкать (точнее – свыклись уже). Это где-то кто-то установил (для себя), что «февраль – месяц ветров и метелей», а у нас «диапазон ветродуя» поширше будет – с ноября и до мая, так вот. И как-то индифферентно звучат слова в сводке погоды: на северо-западе области (у нас, значит) усиление ветра до 23 метров в секунду. Такое сообщение столь часто, что становится будничным. А легкомысленность восприятия и игнорирование серьёзности ситуации влечёт за собой то, что мы сами себе «наступаем на одни и те же грабли». И не надо после уже случившегося ЧП всё «валить» на погоду. Помнить надо. И быть готовым.
Есть чёткие критерии оценки. То, о чём идёт речь (измерение скорости ветра) – это шкала Бофорта. Градуировка шкалы задана в баллах. Сейчас напомним себе лишь те режимы, которые для нас наиболее типичны и экстремальны. Итак:
6 – 7 баллов – от 10 до 17 метров в секунду. Характеристика – сильный и крепкий ветер. В справочнике общая ситуация описывается так: «раскачиваются стволы деревьев, гнуться большие и ломаются небольшие сучья, идти против ветра тяжело». Теперь «лакернём» это сопутствующим гололёдом. И подумаем: стоит ли в такой обстановке без особой нужды выходить на улицу или выпускать в эту пору «детишек погулять». (Странная, кстати, особенность (житейское наблюдение): за какой угол ни заверни, каким боком не стань – всё одно: в лицо шибает…)
А вот (тоже часто случается) – 9 баллов. Это шторм, однако. От 20,8 до 24,4 м/с. Тут уж сообразно тем же справочным данным следуют «обрыв эл/проводов, небольшие повреждения зданий» (а у нас по ветхости жилфонда могут быть и большие, когда летит с крыш покрытие…).
Нередко диктор при такой «диагностике» бесстрастно произносит: «в порывах – до 27 метров в секунду». А это уже 10 баллов (24,5 – 28, 4 м/с); сильный шторм! Когда «ломаются или вырываются с корнем деревья; идут большие разрушения зданий» (и тут уж спасение скорее не в самой прочности постройки, а в её местоположении).
Не знаю, как на такой метеопрогноз реагируют заблаговременно штабы ГО и ЧС и организации, коих ветер напрямую коснётся (буквально). Но, по логике, наверно как-то реагируют (объявляют «повышенную боевую готовность» своих служб, проверяют аварийные ремонтные комплекты и т.п.). А у себя дома стоит, пожалуй, перво-наперво озаботиться предохранением окон: укрепить и уплотнить межоконные переплёты, упрочить какими-то материалами (что есть под рукой) большие стеклянные пролёты. И уж, конечно, сто раз стоит подумать, прежде чем сделать шаг из дома.
Мораль: хоть и говорится игриво, что «ветер – шалунишка», но лучше поберечь себя и близких от его «шалостей». Так будет спокойнее.
В. Волин