Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
25.12.2010 Выпуск 2287 | Заполярный | Г.Быстрова
Вживание в утерянную Традицию возвращает нас к себе

Программа проведения Международного праздника плотницкого искусства, посвящённого Дню почитания преподобного Трифона Печенгского, вместила в себя и паломничество, и экскурсионные поездки, и собственно Праздник.

Целый караван — плотники, кукольники, резчики по кости, гончары, вышивальщицы, самодеятельные и профессиональные артисты, художники и члены жюри, – отправился в Печенгский район. Вначале участники праздника посетили подворье Трифонов Печенгского монастыря в Мурманске, затем — строящийся монастырь в Луостари, где поклонились месту упокоения преподобного Трифона, а уж потом прибыли в Заполярный. Немного позже состоялись экскурсия в краеведческий музей в посёлке Никель и визит в норвежский Киркенес.

Читателям нашей газеты, возможно, известно, что проводится такой праздник один раз в три года. Накануне декабря помнящие об этом люди внимательно следят за объявлениями в газете «Печенга». Пропустить этот замечательный фестиваль и демонстрацию мастер-классов плотницкого искусства и таких ремесел, как гончарное дело, валяние из шерсти, резьба по дереву, по кости, вышивка, вязание, коклюшечное кружево, ткачество, плетение из лозы, изготовление козуль, кукол и многое, многое другое, – значит, добровольно лишить себя удивительного события.

Корень всего земного

Председатель жюри Виталий Бубенцов, заслуженный художник РФ, сразу после открытия Праздника сказал несколько слов для читателей газеты «Печенга»:

-Во-первых, мы немножко восстановили то, что было, с чего всё начиналось. Хорошо, что связываем фестиваль с таким именем, с таким человеком, как Трифон Печенгский. Он просветил наших предков и саамов, он хорошо известен в Кольском крае.

Во-вторых, мы продолжаем пропагандировать традиции нашего народного искусства. Сюда съехались мастера с дальних земель нашей России, в основном с Северо-запада, и они ещё раз подтверждают, что народное творчество не только не умерло, но и продолжает развиваться.

В-третьих, важно, что мы подчёркиваем союз творчества и церкви. Духовность у нас ведь двояко выражается: есть та, что идёт через молитву в церкви, и есть та, что идет через душу народа и выливается предметно в искусстве. Это слияние очень важно, именно оно движет человека в определённых ситуациях и в определённом месте. Много есть нюансов, но корень всего земного именно в этом. Это верно и правильно. Надо двигаться дальше по этому пути.

Город накрыли метель и ярмарка ремёсел

В ДК «Октябрь» были развернуты выставочные места, и два дня там кипела творческая и торговая жизнь. К ремесленникам из Мурманской области и Северо-запада России присоединились наши мастера из Печенгского района, финская и норвежская делегации.

В обоих фойе проводились конкурсы, мастер-классы, под музыку самодеятельных народных ансамблей из Мурманска и Зверосовхоза шумела ярмарка, шёл обмен опытом, адресами, книгами, идеями и планами.

А за стенами ДК набирала силу метель. Но, как ни старалась непогода, посетителей не убавлялось. Вваливался народ в «ДК», отряхиваясь от снега, с красными от метели лицами. И попадали люди на буйство красок, на праздничность и яркость русских народных костюмов, на выставочные ряды с поразительными поделками. Интерес к выставке тут же объединял все возрастные категории от мала до велика, и, конечно, жаль, что не все решились отправиться в дорогу. Но те, кто отважились, получили удовольствие от просмотра выставки и закупки сувениров на подарки на Новый год и Рождество. А некоторые сами поучаствовали в мастер-классах, потому что мастерицы и мастера, вовлекшись в диалог, тут же начинали делиться секретами мастерства.

Как сказала мне одна из молодых посетительниц: «Если говорить эпитетами и сравнениями, то всё, что мы увидели на выставке-ярмарке, оригинально, необычно, натурально, увлекающе, интересно — как глоток свежего воздуха. Всё понравилось, всё сделано красиво, а значит и качественно. Продукция редкая, не китайский ширпотреб. Всё можно было купить по тому кошельку, который у вас есть — и дорого, и дёшево. Очень понравились русские фольклорные коллективы. Такие выставки надо делать чаще».

Что называется, забрало за живое, что в нас всех ещё теплится…

Гвоздь праздника… без единого гвоздя

По условиям конкурса, плотникам нужно было привезти с собой необходимый инструмент, рисунок орнамента, эскиз фигурки для резьбы, заготовку конкурсной работы, выполненную в материале и требующую завершающей стадии работы. Кроме того, оргкомитет отдельно обговаривал просьбу захватить с собой несколько авторских работ на выставку-продажу. Конкурс плотницкого мастерства включал по задуманному плану четыре номинации: резьба геометрическая; соединение бревен в венцы; деревянная скульптура (игрушка); творческий конкурс.

На выставочной конкурсной площадке разложили инструменты мастера из Великого Новгорода, Мурманска, Североморска, Кировска, Апатитов, Мончегорска, Кильдинстроя, Умбы, Ловозера, Кандалакши, Никеля. И началась работа.

Под запах стружки, под скворчание дрели, беспрерывные расспросы всех любознательных посетителей мастера творили, не покладая рук, все два выставочных дня. Однако объём заданий оказался непропорционален количеству времени на исполнение. Это стало очевидным для плотников в процессе выполнения, и для членов жюри, которые оценивали ход работ. Поэтому некоторые изменения, по согласованию со всеми членами жюри, были введены, как говорится, по ходу действия, и количество номинаций конкурса плотницкого искусства было уменьшено.

Естественно, что интерес мужской части посетителей выставки-ярмарки был сосредоточен на плотницких рядах. Зрители заворожено наблюдали за ловкими руками плотников, удивлялись тому, что за «мужицкое дело» взялась молодая женщина из Никеля. Оксана Сооб, которая участвовала в конкурсе вместе с мужем Альбертом, увлечённо работала с заготовками. Эта семейная пара также представила сувенирную продукцию. А самым именитым и опытным в плотницкой команде из Никеля был Валентин Хорышко.

Удивление перед красотой

Выставочный парад резных фигурок мастера из Кировска Сергея Водчицы привлёк всеобщее внимание тонкостью резьбы, ласковостью отделки, фактурой дерева. Дети приводили родителей полюбоваться на персонажей, словно бы выпрыгнувших из сказок, но сказок нашего времени. Что-то нигде в сказках о животных мне не встречалось сюжета, когда медведь, извините, порет мужичонку его же ремнём, а потом долго беседует, сидя рядом с виновато-понурым «царем» природы…

Видно, время такое пришло – учиться «у них – у дуба и берёзы», о чём в своих стихах в своё время говорил русский поэт А. Фет. Или у природы уже сил нет терпеть, и она начинает учить сама (у Сергея природа выступает в образе запечалившегося воспитателя-медведя).

На особинку были экспонаты мастера по бересте из Великого Новгорода Андрея Терентьева – лапти, туеса, фляжки, вазы, шкатулки, фигурки животных.

Скульптурным мастерством удивил Игорь Лукин из Кильдинстроя. Его старики, «вышедшие» из осины, интересный растительный орнамент на предметах для дома, посуда из капа, а самое главное, плодотворное участие в конкурсе принесли ему победу.

По одному выставочному образцу все мастера передали в дар Художественному музею в Мурманске. Предметы, сделанные руками, как говорится, штучные и … живые, потому что несут на себе печать творца. Это достойные подарки для музея.

Сокровища народного творчества

В первом фойе бойко шла торговля. Но даже если зуб неймет, глаз всё видит. Поэтому не меньшим удовольствием, чем покупка, было рассматривание экспонатов. Восторг и удивление перед красотой в какой-то степени испытали все посетители. А что же мастера? Они тоже становились и зрителями, и покупателями. Например, почти сразу после открытия расторговал свою «глину» гончар-художник В. Холщагин из Вологды.

Рядом с ним расположился стенд никельчанина А. Федухина, на котором — поделки из корня можжевельника, обработанного и необработанного капа, скульптуры. Здесь же выставлены картины художницы О. Васильевой, где прекрасными героинями выступают морошка, брусника, черника и другие растения Севера.

Дружной группой держатся норвежские мастера из Киркенеса: оружейник, художник и специалист по керамике, металлу и дереву. Просто многостаночница, мастер на все руки, объездившая весь мир, Улауг Гамнес представила керамику, акварель, художественную обработку металла, текстиля, дерева. Она в коротком интервью рассказала о многогранном творчестве, улыбаясь и демонстрируя отличное чувство юмора, показала свой «альбом хвастовства» — проспект своих работ. Оружейник Йан Дален, специализирующийся на изготовлении ножей для охоты и рыбалки, доказал, что функциональность и красота — очень тесно связанные друг с другом понятия. Он сам обрабатывает металл, а для изготовления рукояток использует корень берёзы. Художник Арильд Вара черпает темы для картин и иллюстраций в произведениях норвежских писателей и поэтов, в собственной фантазии и своей духовной жизни. Его полотна — о хрупкости природы и жизни, о неожиданной и тесной связи человека и мира. На одной из картин с сюжетом о спасении сокола, в каменной симфонии прибрежных скал проступают человеческие лики. Мир – это мы, – такой вывод, наверное, делают все поклонники его творчества. С представителями делегации из Киркенеса мне помогали общаться, ставшие переводчицами на данный час, Юлия Лебедь и Марина Шипулина, преподаватель художественной школы в Никеле.

Маринин выставочный столик был рядом. Она делала украшения из валяной шерсти, рядом её сестра, Галина Полуянова, разложила тёплые красивые варежки, вышитые крестиком полотенца и салфетки. Галина предложила всем вышивальщицам района в период между фестивалями собираться и обмениваться опытом, идеями, умениями. Что-то мне подсказывает: эта идея найдёт отклик. Вот, например, недавно в одном из журналов по вышиванию я видела фотографии работ, явно собственного дизайна, Татьяны Великошапки из Заполярного. Можно на таких встречах обмениваться орнаментами. Раньше любая хозяйка имела в доме до сорока расшитых полотенец, по функционалу. Насколько это красиво, мы смогли недавно убедиться, рассматривая коллекцию родовых полотенец К. Утешовой из Заполярного, которые она показала ученикам воскресной школы.

Забегая вперед, скажу, что председатель жюри Виталий Бубенцов поддержал и другое предложение Галины: провести конкурс вышивальщиц на следующем Празднике. Тем более что филигранность и качество представленных вышивок обращали на себя внимание.

Вышитыми и расшитыми народными костюмами, полотенцами, куклами, кружевом поразила воображение всех посетителей «женская команда» из Апатитов. Доброжелательные, красивые, яркие мастерицы из коллектива «Иван да Марья» очень увлечены своим делом.

Мастерица из Мурманска О. Котенко запомнилась точностью русских народных костюмов разных областей России, в которые облачены её чудесные куклы. Отдельной группой держались две куклы в саамских мужском и женском костюмах и кукла-красавица из XVI века. Случайно или нет, но они выглядели как представительская делегация из века строительства и становления Печенгского монастыря. Как знать, может эта идея вдохновит кого-то на создание полной галереи образов северян того времени? Было бы очень интересно!

Мурманчанки из Центра ремёсел представили кружево, вышивку, куклы, самотканые костюмы и сумки, изделия из валяной шерсти… Одна из мастериц, отвечая на детские вопросы: как да почему, – тут же открыла мастер-класс для девчонок по изготовлению игрушек – зайчиков на пальчиках, которые вполне могут украсить ёлку.

Отметим, что изделия из валяной шерсти завоевывают популярность и у финок: Кайя Палтто и Сиско-Мирья Ефремов из Финляндии представили целые коллекции работ. Кайя изобрела свою собственную технологию изготовления ковров и панно с саамскими орнаментами. Когда-то её отец собирал эти свидетельства саамской культуры и философии, а она продолжает его дело в своём творчестве.

Некоторые участники фестиваля добирались до Заполярного из более дальних мест, чем с севера Финляндии и Норвегии. В этот раз были представлены Рязань, Архангельск, Петрозаводск, Вологда, Сыктывкар. В последние часы выставки через непогоду и переметённые дороги пробились представители предприятий по изготовлению срубов из Екатеринбурга и Перми. Они прибыли с правом заключать контракты на поставку домов из рубленого леса.

Синергия доброй воли и творчества

А жюри в это время уже было занято подведением итогов. Царил дух приподнятости и понимания, что фестиваль удался на славу. Не в последнюю очередь от того, что его организацией занималась весьма отлаженная и работоспособная «вертикаль». Мероприятие было подготовлено в соответствии с федеральной целевой программой «Культура России» и ведомственной целевой программой «Культура Мурманской области».
На региональном уровне организатором выступил Комитет по культуре и искусству Мурманской области, исполнителями – государственное учреждение культуры «Мурманский областной Центр художественных ремёсел» и отдел по культуре и делам молодёжи администрации муниципального образования Печенгский район. К работе со странами Баренцева Евро-Арктического региона был привлечён отдел развития международных связей администрации Печенгского района. Помощь с размещением конкурса оказала администрация Заполярного, предоставив для этого ДК «Октябрь». На открытии добрые слова приветствия к организаторам и участникам Праздника сказала глава мо Печенгский район И. Неверова, отметившая важность события для всех жителей района.

Синергия средств, усилий организаторов, добрая воля и творчество мастеров подарили нам Праздник, который теперь ждут на всех трёх границах



Кстати, постоянно в высказываниях при определении действа, развернувшегося в ДК «Октябрь», звучали разные названия: Праздник, Конкурс плотницкого мастерства, просто конкурс, но к завершению всё чаще и члены жюри, и посетители говорили – «фестиваль». Это было интересно слышать с той точки зрения, что в поиске слова прослеживалось явное стремление самого события, набиравшего силу, к развитию, к росту.
Действительно, выявлены талантливые мастера, состоялся обмен опытом, продолжены и расширены культурные связи между странами Баренцева Евро-Арктического региона и регионами Российской Федерации. Мы убедились, что одно из самых древних и популярных видов ремесла на Руси — плотницкое искусство – сохранилось! Качество исполнения, гармоничность и яркость художественного образа изделия, соответствие традициям технологии деревообработки принесли победу в конкурсе плотницкого искусства Игорю Лукину из Кильдинстроя, Сергею Водчицу из Кировска, за оригинальность изделий отмечен мастер из Новгорода Андрей Терентьев.

Вручены награды и подарки победителям, дипломы участникам, отмечены организаторы празднества. Председателем жюри В. Бубенцовым, заместителем председателя комитета по культуре и искусству Мурманской области И. Лисовой, директором Мурманского областного Центра художественных ремёсел И. Коробовой сказаны слова поздравления. От норвежцев, так как официальная делегация в силу погодных условий (метель буйствовала все два дня) прибыть не смогла, к собравшимся обратилась обаятельнейшая Улауг Гамнес, которая предложила фестивалю начать путешествовать – в Киркенес, затем в Финляндию. Мэр коммуны Инари Теуво Катаяма рассказал о недавно прошедшей в Саарисельке международной выставке-ярмарке предпринимателей из различных городов Финляндии, Швеции, Норвегии и России и пожелал удачи всем участникам Конкурса плотницкого искусства. А. Кузнецова, заместитель председателя Совета депутатов муниципального образования Печенгский район, сказала, что район будет ждать следующий Международный конкурс плотницкого искусства.

Каждый год надо устраивать такие праздники!

Среди гостей Праздника плотницкого искусства, посвящённого Дню почитания преподобного Трифона Печенгского, был отец Леонид (кстати, уроженец Никеля), представлявший Мурманскую и Мончегорскую епархию. В конце второго дня мы попросили его поделиться своими впечатлениями. Он рассказал:

-Я здесь по благословению Владыки Симона. Понравилось всё: мастерство резчиков по дереву, по обработке кости. Только рубщики по дереву, конечно, должны работать на брёвнах в натуральную величину и рубить не на макетах. Когда это настоящее бревно, надо приложить немало мастерства и силы, чтобы всё плотно уложить, не оставить никаких зазоров. Особую актуальность эти умения приобретают в настоящее время, при строительстве монастыря.

Думаю, что этот фестиваль перейдёт в Печенгский монастырь, как это было раньше, и жемчужиной не только Печенгского района, но и всей области будет.

Традиционно торги на поморском севере устраивались на Терском берегу, куда съезжались не только поморы и новгородцы, но и финны, шведы, норвежцы. Торговали всем: и капустой, и огурцами солёными, и рыбой во всех видах: и солёной, и копчёной, и сушёной, и вяленой. Соответственно и поделки привозили, что из оленьих шкур шили, бытовые предметы… Потом всё это соединилось в Печенгском, самом северном монастыре, где поощрялось развитие традиционных ремёсел.

И всё это надо сейчас возрождать. Монастырь-то возрождается. Надо, чтобы они – фестиваль и монастырь — навстречу друг другу пришли и соединились. Любой мастер, участвуя в фестивале, сможет свои изделия оставлять для реализации в монастырской лавке, потому что будут приезжать паломники, туристы и будут приобретать, даже заказы будут возможны. И не раз в три года, а каждый год надо устраивать такие праздники. И гуляния там проводить, и концерты, не в самом монастыре, конечно, а площадку сделать.

Свои люди в жюри

Среди жюри конкурса плотницкого искусства были «наши люди». Директор районного краеведческого музея В. Мацак так, работой на фестивале, отметила свой день рождения. Директор художественной школы в посёлке Никель З. Горюшко, подводя итоги, сказала: «Прошло всё доброжелательно, по-деловому. Члены жюри много общались с мастерами. Проводить надо не только международные конкурсы, но и свои: городские, поселковые, районные. Чтобы было больше общения между мастерами, чтобы росли их мастерство и опыт. Чтобы их творчество знали земляки и гордились ими. Здесь была хорошая команда от Никеля. Они все рады, что сделали это».

Красота и человек

Праздник плотницкого искусства, посвящённый Дню почитания преподобного Трифона Печенгского, или фестиваль, как его стали называть на второй день проведения, даёт возможность вжиться в утерянную традицию, возрождает и поддерживает любовь к Родине, возвращает к корням. Не будет корней – превратимся в Иванов, не помнящих родства. Одно связано с другим. Если помнить традицию, помнить предков, таких, как Трифон Печенгский, и своих, что в собственном роду, верить в Бога, глядишь, и найдём связь земного с небесным, успокоимся, устоим и будем жить.

Любой человек, если он духовно-нравственно развит, становится творцом: внутреннее передаётся на внешнее, талант развивается и рождается красота.


Г. Быстрова
Фото автора.


 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru