Как мы уже сообщали (см. «Печенгу» от 01 декабря 2010 г.), 25 ноября впервые в Печенгском районе прошли VI Свято-Трифоновские образовательные чтения. После молебна, проведённого в строящемся храме Трифонов Печенгского монастыря в посёлке Луостари, в школе № 19 состоялось пленарное заседание, на котором министр образования Мурманской области В.Ф. Костюкевич и Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон подписали очередное соглашение о сотрудничестве. Затем работа продолжилась на двух секциях.
В работе секции № 1 «Духовно-нравственное воспитание обучающихся» было 9 выступающих. Открыл работу секции руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации, кандидат исторических наук А. Тучков. Тема его выступления называлась «Роль образов святых Русского Севера в формировании духовно-нравственной позиции учителя».
-Тема эта необъятная, – начал свое выступление Антон Иванович, – но я считаю, что необходимо говорить об этом постоянно, поскольку само понятие «святой» в нашем обществе становится искаженным.
Русь всегда была «Святой Русью», и основой Руси, примером в ней, всегда были святые люди. Сегодня, на мой взгляд, в нашей педагогической системе не хватает святости. Наша страна и наша педагогическая система создавалась святыми. И шла цепочка ученичества от святых русского Севера, поскольку европейский север нашей страны осваивался святыми. У всех на слуху имена Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Трифона Печенгского, Лазаря Мурманского, первого крестителя местного населения – лопарей, основателя первого в Заполярье православного монастыря. Преподобные, т.е. монахи, не саблей, не пищалью, а молитвой и монастырскими службами освоили Север. Только потом появлялись стрельцы и воеводы.
Этот момент очень важен для истории нашего края, и такие факты учащиеся наших школ должны знать: не убив ни одного человека, не пролив ни капли крови, святые присоединили огромный край и сделали его православным. Вот вам примеры истинного благочестия.
Вопросу «Историческое наследие православной культуры и её роль в формировании духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на уроках истории в основной школе» было посвящено выступление З. Голото, учителя истории МОУ СОШ № 4 г. Заполярный.
-В шестом классе, – сказала выступавшая, – учащимся начинают рассказывать о том времени, когда Русь принимает православную веру от одной из древнейших цивилизаций мира – Византии. Это вера, которая воспитывает душу, уводит человека от языческих понятий и обычаев к христианским заповедям, от кровной мести — к любви к ближнему. Вместе с православием на Руси появляется кириллица — церковно-славянский язык, на котором написана летопись Нестора: «Повесть временных лет». Это начало истории православной Руси, ответ для будущих поколений на вопрос «откуда есть пошла земля Русская».
Далее учитель рассказала о тех инструментах, которые используются ею на уроках. Это учебники и цифровые носители информации, благодаря которым ученики видят и познают великое наследие православной культуры. Чтение вслух летописей на уроках также позволяет прикоснуться к культуре тех веков.
-Мы показываем знаменитые фрески, иконы, церковные миниатюры, образцы каменного и деревянного зодчества и рассказываем о А.Рублеве, воплотившем в своей знаменитой «Троице» главный догмат православной христианской веры: единосущность божественной Троицы. Мы говорим о великих деятелях Я. Мудром, А. Невском, Д. Донском, С. Радонежском и, конечно, о древней истории Печенгской земли. Имя её молитвенника, Трифона Печенгского, монаха-миссионера и проповедника, создателя Трифонов Печенгского монастыря, хорошо знакомо нашим ученикам.
Темой выступления учителя МОУ СОШ № 2 п. Никель Е. Фесько была «Творческая и исследовательская работа обучающихся по краеведению (на примере 5-11 класса)».
Рассказ Елены Викентьевны скорее можно было обозначить как творческую работу по воспитанию доброты. Учитель рассказала аудитории, что в 2004 г. пришла работать в класс, который для себя обозначила, как «класс маленьких трагедий». В силу разных причин дети были «зажатые», недружные, нерадостные. Собравшиеся с большим вниманием слушали рассказ Е. Фесько о том, какие методы воспитания этих сложных детей она применяла в течение семи лет общения с ними. В активизизации лучших качеств личности: доброты, сочувствия, желания помогать друг к другу учителю помогло вовлечение детей в краеведческую работу.
-Дети учились видеть, замечать детали, чувствовать природу, а затем отражать впечатления в рисунках, фотографиях, рассказиках. Мы путешествовали по святым местам района, побывали в церкви Бориса и Глеба, Трифонов Печенгском монастыре, на Поклонной горе. Постепенно дети стали интересоваться и другими темами: историей Печенгской земли, международным сотрудничеством, социальной и культурной жизнью района. Первые результаты такого развития появились в 9 классе. А к 11 классу ребята изменились очень заметно. Они научились доброте, сопереживанию и взаимопомощи, научились улыбаться и доверять миру.
Об опыте духовно-нравственного воспитания, традициях и инновациях в МОУ Гимназия № 6 г. Мурманск рассказала присутствующим Я. Петрова, заместитель директора гимназии по воспитательной работе.
-Для гармоничного воспитания личности учащихся гимназии, – подчеркнула Яна Серафимовна, – главным является то, что педколлектив гимназии ничего не разрушал, а наоборот, сохранил все положительные наработки и основные технологии: сочетание традиционных воспитательных мероприятий и инновационных процессов.
Даже краткого перечисления этих мероприятий хватило, чтобы участники секции смогли представить, насколько интересной жизнью живут обучаемые в гимназии дети. У них воспитывается самосознание через акции «Я — гимназист», «Я — патриот», «Я — человек»; экологическая грамотность: «Мы — земляне»; милосердие: «Подари своё сердце людям». Начиная со 2-го класса в гимназии ведётся популярный среди детей факультатив «Основы православной культуры».
Не забывают в гимназии и об отдыхе детей от учебных занятий, проводя масштабную акцию «Я люблю», когда учащимся предоставляют актовый зал для такого популярного занятия, как граффити. И тогда выясняется, что подростки любят не только «ужастики» но и малую родину, и природу, и конечно, маму. Совместно с родителями учителя дарят детям мероприятие под названием «Сто дней до приказа» — концерт за сто дней до начала выпускных экзаменов. В результате такой совместной работы, в которую вовлечены и дети, и взрослые, гимназия превращена в тёплый и любимый гимназистами дом.
О формирование духовно-нравственных основ обучающихся и воспитанников через гражданско-патриотическое воспитание молодёжи на секции докладывал И. Ильинский, учитель физической культуры МОУ СОШ № 2 п. Никель.
Игорь Сергеевич подробно познакомил слушателей с мероприятиями, входящими в понятие гражданско-патриотического воспитания в школе. На его взгляд, это актуальная проблема, решать которую позволяет, в частности, сотрудничество с местным поисковым отрядом «Омега», поездки по памятным местам, участие в различных мероприятиях, касающихся памяти о Великой Отечественной войне. Это «Вахты памяти», походы на «Рубежи славы», полуостров Средний, остров Партизанский.
Школа № 2 является в районе экспериментальной площадкой для гражданско-патриотического воспитания и работает по этой программе с 2009 года. Возрождение России, подчеркнул И. Ильинский, зависит не только от решения социально-политических и экономических проблем, но и от воспитания детей и формирования у них чувства патриотизма, который всегда был основой российского государства.
Православное воспитание, как составная часть гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодёжи в условиях современной школы – такой была тема выступления директора МОУ СОШ № 2 г. Кировск Н. Баранниковой.
Спецификой этой школы является её нахождение в отдаленном посёлке, где досуг молодежи и подростков практически не организован. Поэтому большой процент детей попадал в группу риска.
-Однако в 2005 году, - рассказала Н. Баранникова, – в нашем районе было подписано соглашение о сотрудничестве с Мурманской епархией. И это позволило сделать нашу школу молодёжным Центром православной культуры. Благодаря этому, а также программе «Дети Кольской земли» мы обеспечили нашей молодёжи возможность проводить вечера в одном из помещений школы. Ребята могут попить чаю, отдохнуть и пообщаться в неформальной обстановке. Педагоги проводят для них лекции, беседы «за жизнь», здесь же они встречаются со священнослужителем нашего прихода. Группы наших ребят побывали в поездках по святым мечтам, и, в частности, в Печенгском районе. Дети в нашем Центре учатся доброму и светлому, и родители теперь спокойны за подростков. Наш опыт пока единственный в области, и мы всегда готовы им поделиться.
Вопросу о том, насколько важно для детей и подростков жить в мире творчества и гармонии, были посвящены выступления Т. Гуриной, учителя истории и МХК МОУ СОШ гимназия № 1 г. Североморск, под названием «Виды педагогической деятельности по формированию духовного мировоззрения обучающихся на уроках МХК» и И. Ильиной, зав. структурным подразделением ДДТ № 1 п. Никель — Творческий проект «Красота божественного мира».
И учителя гимназии, и педагоги ДДТ используют все возможности, чтобы дети знакомились с богатством мира, с его духовными ценностями, и затем, в будущем, выбирали их осознанно. Колокольные звоны, духовные распевы, знакомство с иконописью и поездки по святым городам – православную культуру в душах юных североморцев воспитывают методом «погружения в эпоху».
Дом детского творчества в пос. Никель работает в содружестве с Московской патриархией. Их воспитанники хорошо знают «святые тропинки» района, знакомы с монастырём и краеведческим музеем. Что такое Храм божий, эти дети знают получше многих взрослых. Им известен смысл крещения, венчания, отпевания, они ищут духовного защитника и помощника и знают, кто такой Ангел-хранитель. Но кроме этого, дети умеют видеть и ценить красоту божьего мира и отображать его в своих работах.
О том, как исследуют вечные вопросы на уроках обществознания ученики в старших классах, рассказала слушателям Л. Прокофьева, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 19 г. Заполярный.
-Известно, что судьба молодёжи – это будущая судьба страны. И потому никакая сумма наук не может быть дороже духовных ценностей, – сказала Любовь Анатольевна. – Отсюда основная задача школы: помочь ученику стать Человеком.
На уроках обществознания нами используются самые разные формы познания русской философии. Это разборы авторских текстов под девизом «Беседы с мудрыми», или, например, размышления над «золотым правилом нравственности». Это поиски ответов на такие важные вопросы, как: почему стыдно за чей-то плохой поступок, унижает ли жалость, как надо относиться к себе? Эти вопросы – из категории вечных, они должны быть обязательно затронуты и разобраны в курсе школьных занятий, чтобы юный человек познал, как важно единство истины, добра и красоты, единство сердца и ума.
Понятно, что школа занимается духовно-нравственным воспитанием, а не религиозным. И мы, учителя, не ведём детей к храму. Но мы показываем, КАК выстроить дорогу к нему.
Подвел итоги секции А. Тучков.
-У нашего государства, – сказал он, – три опоры. Это армия, педагогика и православие. В Печенгском районе я увидел все три. Ещё я увидел высокий уровень подготовки и опыта, а также отсутствие суесловия. Так что можно надеяться, что ваши дети найдут дорогу к храму.
С. Светленко.
Фото Ю. Лебедь.