Православный календарь
Талантливый человек талантлив если не во всём, то во многом. К этому утверждению есть все основания. А ещё по отношению к такому человеку говорят, что его «Бог поцеловал». А так как талант – это, несомненно, Божий дар, то даже в иносказательном смысле всё это верно. И, безусловно, соотносится это к святому Луке, апостолу и евангелисту. Его День памяти мы отмечаем ежегодно 31 октября.
* * *
Он был родом из Антиохии Сирийской (это почти на северо-восточной оконечности Средиземного моря). Был прекрасно образован: знал еврейский закон, греческую философию, овладел наукой целительства (был врачом, как мы сказали бы сегодня). Плюс, как уже отмечено, талант – он прикоснулся к «таинству» живописи, и был хорошим художником, чему есть фактическое подтверждение. Мы не можем судить, насколько он владел ораторским искусством, но то, что его проповеди собирали сотни и тысячи людей, это тоже факт истории. К тому же, он оказался блестящим литератором. Об этом его наследии – чуть позже.
Услышав об Иисусе из Назарета, Лука пришёл в Палестину. Слушал Его в Иерусалиме, уверовал в Него как в Мессию и стал одним из Его учеников. И хотя не входил в «ближний» круг «двенадцати», но по многим свидетельствам был весьма близок к Учителю. По одним сведениям он был послан Спасителем на проповедь ещё при Его жизни Им самим. По другим он стал проповедовать по сошествии на апостолов Святого Духа. Общаясь с учениками Христа и с Девой Марией, Лука тщательно исследовал факты жизни Мессии. А рассказы Богоматери легли в основу его литературного наследия для современников и потомков. Но вот где был Лука во время казни и воскресения Христа, сведений нет.
* * *
Лука начал миссионерство в родной Антиохии. Здесь стоит отметить примечательный факт. Идя туда, он остановился на проповедь в Севастии, где, как известно, пребывали мощи Иоанна Крестителя. И он попросил местных христиан дать ему эту святыню (настолько, видимо, доверительные сложились у него с ними отношения). Жители, однако, не хотели расставаться с этим драгоценным для них сокровищем, но всё же дали Луке правую кисть руки Иоанна, ту самую, которой он крестил Иисуса на Иордане. (Делить святые мощи на части тогда и позднее было делом обыкновенным и распространённым в христианском мире.) Десница Иоанна хранилась в Антиохии почти до конца Х века, после чего под угрозой нашествия магометан была перенесена в другое, более безопасное место. Но это, как говорится, уже другая история…
* * *
В миссионерском подвижничестве Лука долгое время был сотоварищем Павла. Был с ним в Риме. Здесь (в Риме) в 61-62 годах по просьбам верующих им было написано Евангелие, ставшее каноническим и третьим по порядковому номеру в общем сборнике священных книг. Позднее Лука написал ещё книгу Деяний Апостолов, что также стала неотъемлемой частью Нового Завета. (Вот фактическое проявление его литературного дара, о чём мы заметили вначале. Опять же, памятуя о «божественном поцелуе», стоит ещё помнить, что не могло бы, конечно, всего этого быть без руководства Святого Духа.)
* * *
После казни Петра и Павла Лука ещё какое-то время оставался для проповеди и укрепления христиан в вере в Риме. Около 84 года он посетил Ливию, верхний Египет. Проповедовал в Далматии, Галлии (будущая Франция), Македонии, Ахаии. Понятно, что большинству читателей эти названия областей Римской империи ни о чём не говорят, и было бы желательно зримо иметь перед глазами карту Древнего мира первого столетия с подвижническими путями первоапостолов. Но за неимением пока такой технической возможности остаётся пока каждому «докапываться до сути» самостоятельно. Впрочем, такой труд душеспасителен и полезен.
В Греции Лука трудился преимущественно в Беотии, где, устраивая Церковь, рукополагал священников и диаконов. Здесь же он исцелял больных физически и душевно. Закончил свою апостольскую деятельность в Ахейских Фивах (Патрах), будучи более 80 лет от роду. По преданию его смерть была мученической: его распяли на оливковом дереве (за неимением креста или просто нежеланием палачей делать это орудие казни особо).
* * *
Святой Лука был первым, написавшим иконы Богородицы. По преданию, увидев одну из них, Дева Мария сказала: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя Милость с сими иконами да будет». Им же были написаны первые иконы первоверховных апостолов Петра и Павла. Заметим, что этих людей Лука зримо видел вблизи. Так что все эти иконы, можно сказать, написаны «с натуры». Правда, когда Лука встречался с Девой Марией, Та была уже в зрелых годах. На иконе же мы видим Богоматерь юную. И ещё. Мария была, понятно, иудейкой. А на иконах Луки в лике Девы просматриваются греческие черты. Отсюда художественный образ Богоматери приобрёл некий наднациональный характер. И именно эта иконопись стала канонической на века.
А кажущиеся «придумки» объяснимы: Лука – художник! Талантливый, ещё раз отметим, художник, «поцелованный Богом»! В подтверждение этого Лука оставил нам «на память» свой автопортрет (многие художники «грешили» этим, тем самым себя как бы «увековечивая»).
Сегодня мы вспоминаем святого Луку не только как апостола и евангелиста, но и как основоположника иконописи, получившей широкое распространение в восточной, греко-византийской церкви.
В. Волин