66 лет разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье
В этой истории сошлись имена и времена. Она почему-то не отпускает людей вот уже 67 лет. Для её расшифровки притягиваются всё новые люди…
О пикирующем бомбардировщике Пе-2, найденном на Муста-Тунтури недалеко от высоты Погранзнак, и останках летчиков я неоднократно слышала от старожила тех мест Ю.А. Кобякова, председателя ОО «Муста-Тунтури – памяти защитников полуостровов Рыбачий и Средний».
В начале 90-х нашёл он на хребте чёрной горы, нависающей над посёлком геологов, разбитый самолет, рядом во мху — парашютные стропы, в которых запутались косточки погибших наших лётчиков. Юрий Александрович рассказывал: «Понимаешь, решили тогда их похоронить к лётчикам поближе. Захоронение сделали в Корзуново, у школы. Там же полк «летунов» стоял, да и вертолётчики. Свои, как говорится, к своим.
К тому времени в Корзуново уже было сделано захоронение останков неизвестного летчика с самолёта «Аэрокобра». Нашли разбившуюся «Аэрокобру» геологи из КОГИСС — Кольского отдела геофизических исследований сверхглубокой скважины (КОГИСС), проводившие в тундре на полуостровах свои исследования. В этот район было трудно добираться; помню, что командир соединения вертолётчиков лично сел за штурвал вертолёта и лично делал посадку рядом с «Аэрокоброй». Отказать в таком деле не мог, но, видно, никого не хотел подводить из своих пилотов. До сих пор храню благодарность председателю совета ветеранов г. Заполярный, ветерану Великой Отечественной войны, геологу Юрию Павловичу Смирнову, начальнику КОГИСС Юрию Ивановичу Кузнецову и этому командиру, которые тогда активно участвовали в событиях».
Подтверждением рассказанному раскладывает Юрий Александрович фотографии, потемневшие от времени. На них — и посадка вертолета, и вершины сопок, в сороковых содрогнувшиеся от удара, принявшие в себя жизни лётчиков, сбитых в воздушных боях над Варангер-фиордом … «Вот только имена неизвестны, – горевал Ю.А.Кобяков. – Но ничего, что-нибудь узнаем со временем».
Время пришло через поисковика из Никеля Александра Воронцова, мастера одной из служб цеха энерго- и электроснабжения КГМК, который на месте катастрофы Пе-2 на одной из найденных деталей обнаружил заводской номер. Просил А. Воронцова обследовать место падения Пе-2, указав координаты, заместитель командира отряда «Петсамо» Юрий Бидненко, которому об этом самолёте стало известно от туристов.
С находкой пришли поисковики к Ю.А. Кобякову: что он знает об этом самолёте? Он и рассказал, как косточки нашёл, как похоронили в Корзуново…
Летчикам, вообще, больше с возвращёнными именами везет. По номеру самолёта можно разыскать архивные данные и точно узнать состав экипажа, полётное задание, при каких обстоятельствах погибли лётчики, как звать-величать, в каком звании. Вот такая зацепка и оказалась в руках Юрия Бидненко, работающего машинистом автогрейдера в ООО «Арктикавтотранс», одной из «дочек» КГМК.
Юрий Бидненко составил запрос в Центральный Военно-Морской архив Министерства обороны Российской Федерации.
-Обычно, – говорит он, – мы отправляем запросы через городскую администрацию, подписывает их глава администрации муниципального образования г. Заполярный Б.В. Пищулин. И вот пришел ответ из Гатчинского архива. Можно сказать, что три имени вернулись на безымянное захоронение через 18 лет после трагической находки и через 67 лет после гибели лётчиков. В канун 66-ой годовщины Петсамо-Киркенесской операции в Корзуново на памятнике будет открыта памятная доска с именами и фамилиями упокоенных здесь летчиков с Пе-2. Откликнулся на наше обращение глава муниципального образования сельское поселение Корзуново Р. Терехов. Администрация заказала памятную доску, на митинге в годовщину разгрома немецко-фашистских войск в Печенгском районе состоится её открытие.
Архивная справка. Экипаж самолёта Пе-2 2-ой авиационной эскадрильи 29-ого бомбардировочно-пикировочного авиационного полка 5-ой минно-торпедной авиационной Киркенесской Краснознамённой дивизии ВВС Северного флота в составе: летчика – младшего лейтенанта ЛИБАКОВА Аркадия Алексеевича; штурмана – младшего лейтенанта ОЛЕЙНИК Виктора Ивановича; стрелка-радиста — сержанта ГРИШИНА Ивана Васильевича, в 5 часов 14 минут 23 августа 1943 года вылетел из аэродрома Ваенга I-ая (губа Ваенга) для нанесения бомбового удара по конвою противника в заливе Петсамовуоно (фиорд Петсамовуоно) до захода этого конвоя в порт Лиинахамари.
В 5 часов 49 минут экипаж самолёта совершил бомбовый удар по кораблям противника и был сбит зенитной артиллерией с кораблей охранения противника. Самолёт Пе-2 загорелся в воздухе и упал на хребет Муста-Тунтури. Экипаж самолёта погиб. Основание: ф.2, оп.027988, д.21, л.56; Ф.2, оп.027988, д.22, л.60; Ф.12, оп.1, д.906, л.302, л.303, л.304; Ф.787, оп.2, д.145, л.40.
Биографии Аркадия, Виктора, Ивана
Младший лейтенант Либаков Аркадий Алексеевич, 1918 года рождения, уроженец деревни Ненокса Беломорского района Архангельской области, призван в армию Архангельским ГВК в ноябре 1939 года. По август 1941 года он проходил срочную службу в частях ВВС Черноморского флота. Затем с августа 1941 по август 1942 был курсантом-пилотом Военно-морского авиационного училища им. Сталина; с августа 1942 г. по июнь 1943 г. – курсант-пилот, затем лётчик Военно-морского авиационного училища им. Леваневского. В июне 1943 года А.А. Либаков прибыл к месту боевой службы – во 2-ую авиационную эскадрилью 29-го бомбардировочно-пикировочного авиационного полка 5-ой минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Северного флота, которая дислоцировалась в Ваенге-I. О семейном положении сказано коротко: холост. Основание: послужная карта; ф.787, оп.2, д.148, л. 115.
Младший лейтенант Олейник Виктор Иванович, 1920 года рождения, уроженец села Симаки Бердичевского района Житомирской области Украинской ССР, призванный Коростенским РВК Житомирской области, с октября 1940г. по май 1941г. проходил службу стрелком 36-ой авиабазы ВВС Черноморского флота. С мая 1941г. по июнь 1943г. – курсант – воздушный стрелок-бомбардировщик Военно-морского авиационного училища им. Леваневского. Одновременно со своим командиром – в июне 1943 года — он прибывает в Ваенгу, где служит в эскадрилье штурманом до своей гибели. Семейное положение – холост. Основание: послужная карта; Личное дело №57848; Ф.787, оп.2, д.148, л.145.
Сержант Гришин Иван Васильевич, 1922 года рождения, уроженец деревни Залесное Кораблинского района Рязанской области, призванный ленинградским РВК г. Москвы, с 1941г. (число и месяц не указаны) проходил службу стрелком-радистом 2-ой авиационной эскадрильи 29-ого бомбардировочно-пикировочного авиационного полка 5-ой минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Северного флота. 23 августа 1943г. погиб при выполнении боевого задания. Семейное положение – холост.
***
Архивная выборка сделана на основании послужных карт, личных дел, донесений, описей за порядковыми номерами. Это все, что пока известно об экипаже. В 2–ух пришедших из архива послужных картах — №40 и №42, соответственно — отмечено, что А.А. Либаков – член ВЛКСМ, а И.В. Гришин – беспартийный. Оба они русские. Ю. Бидненко отправил в военкоматы, администрации муниципальных образований 13 запросов, на которые ещё не пришли ответы. Да и придут ли?
У всех троих я нашла в документах общее — помимо службы в одной эскадрилье и гибели при выполнении боевого задания на рассвете 23 августа 1943 года. Не было у них могил. И все они были холосты. Детей не успели оставить на нашей земле. Есть ли кому помянуть их в наше время? Может быть, поэтому так долго пробивались к нам, в наше время, имена воинов, погибших за Родину и за други своя: … Аркадий … Виктор … Иван …
А может быть, им надо нам, нынешним, память вернуть? Ясно одно, что в этой истории точка ещё не поставлена. Ю. Кобяков и Ю. Бидненко также хотят объединить усилия, чтобы установить имя погибшего летчика с «Аэрокобры».
Г. Быстрова