Окончание. Начало в №52 от 21.07.2010 г.
***
Летом 1826 года, чтобы разграничить окончательно и de jure здешние заполярные земли, была подписана Конвенция о границе между Россией и Норвегией. Она-то и обозначила тогда и ныне рубежи между государствами, определив западный рубеж Печенгского района. Но активное заселение земель началось чуть позже, во второй половине XIX века. А духовным «стержнем» к тому опять стал Трифоно-Печенгский монастырь. Когда 16 (29) июля 1886 года к церкви Сретения Господня, «что у Преподобного над мощами», прибыло одиннадцать соловецких иноков во главе с иеромонахом Никандром, чтобы начать возрождение монастыря, здесь было уже около трёхсот колонистов (в основном русские и карелы из Кеми и Олонца). Все занялись общими трудами. И работа закипела. Так зачиналась Печенгская волость Александровского уезда Архангельской губернии. С центром в Печенге.
Указом Синода 1890 года настоятелем стал иеромонах Ионафан (Баранов), бывший ранее устроителем Савватьевского скита на Соловках. Человек, по свидетельству современников, «молодой (40 лет ему было тогда), энергичный». И начал энергично.
Не будем останавливаться подробнее на том, что было сделано (опять же это история более монастырская, хоть и имела влияние на всю Печенгскую землю). Отметим лишь, что восторженные отзывы тех времён типа «Культурный оазис в Ледовитом океане», «Громадное культурное наследие и общественная миссия» и «Оплот Русской государственности и рассадник культуры на нашем Крайнем Севере» имели под собой основание. К концу 90-х годов XIX столетия в эту колонистскую волость входило одиннадцать печенгских поселений.
Но было и другое — опасливое — воззрение на происходящее. Ведь если монастырь из «дома молитвы» превращается в «религиозно-промышленную колонию» и служит не Господу, а нуждам хозяйственных преобразований, пусть и необходимых государству, то он утрачивает свой изначальный смысл…
После кончины в 1915 году архимандрита Ионафана через два года «творцы нового мира», переосмыслив возможности, заложенные в коллективном опыте хозяйствования и в даровом труде, приступили к строительству «царства свободного труда людей», своего «рая на земле»…
***
1 марта 1918 года по договору «Об укреплении дружбы и братства между РСФСР и Финляндской социалистической рабочей республикой» Советская Россия уступила Финляндии район Печенги. А в 1920 году большевистское правительство подтвердило Тартуским договором независимость Финляндии. Так район с Трифоно-Печенгским монастырём оказались «за границей».
За право владения монастырскими землями вся братия была вынуждена принять финское подданство. Здание церкви Рождества Христова в Печенге было забрано финскими властями под лютеранскую кирху посёлка Петсамо. Богослужение и основные хозяйственные работы переместились на 15 км вверх по течению реки, туда, где был «монастырь первоначальный», а ныне посёлок Луостари, и где сейчас чаяниями Мурманской и Мончегорской епархии обитель восстанавливается вновь.
Впрочем, в 30-е годы минувшего столетия в монастыре было только 14 человек братии и 5 работников. 30 ноября 1939 года с началом советско-финляндской войны братия монастыря была вывезена на территорию СССР в концлагерь посёлка Ловозеро. А последний наместник монастыря иеромонах Паисий (Рябов Павел Варлаамович) был этапирован во внутреннюю тюрьму УНКВД Ленинграда; по решению заседания военного трибунала 28 декабря 1940 года его расстреляли. Мистическая связь: он принял кончину в день памяти преподобного Трифона Печенгского и ровно через 350 лет после мученической смерти другого настоятеля монастыря, священномученика Гурия Печенгского и монастырской братии…
Нет, не горят и не гибнут просто так монастыри…
***
Летом 1921 года участник геологической экспедиции финский студент Гуго Торквист случайно обнаружил у ручья Котсельйоки медно-никелевую руду. На этом месте к 1935 году возникли рудник «Каула» с металлургическим заводом и посёлком Колосйоки на берегу одноимённой речки.
В 1924 году геолог Таннер открыл медно-никелевое месторождение Пильгуярви, и в 1926 году началась его разведка. Но только в 1953 году началась разработка рудника с названием «Ждановский » (сегодня «Центральный»).
Отныне эти земли «жизненной пуповиной» стали связаны с горно-металлургическим производством. Так что, говоря «район», мы подразумеваем «комбинат» (и никак не наоборот). Потому никакой местный праздничный панегирик не обходится без упоминания ГМК «Печенганикель».
Ещё шла война, а в марте 1945 года с рудника «Каула» уже пошла руда — машинами в порт Лиинахамари. А оттуда пароходами в Мурманск, а дальше по железной дороге в Мончегорск. Тогда весной 45-го вышло постановление ГКО о восстановлении Печенгского никелевого комбината. 22 июня 1945 года считается датой его «рождения». А через месяц, 21 июля 1945 года, вышел указ Президиума ВС СССР №122/34 об образовании Печенгского района с райцентром в Никеле (так переименовали посёлок Колосйоки).
Сегодня мы просто вспомнили, что вспомнилось «навскидку» (хотя здесь записалось гораздо меньше, чем «просто так» вспомнилось: газетный формат будь он неладен!). Признаюсь, хотелось в «заключительном аккорде» «подсыпать перца», поговорив немного и о дне сегодняшнем. Ведь если мы вспоминали о «делах давно минувших дней» схематично и индифферентно, то день сегодняшний пишется сейчас и нами (как бы мы ни упирались «всеми четырьмя» этому). И пишется он, признаемся себе, так себе…
Впрочем, мы ведь не последний день живём! И повод к разговору «всурьёз» о проблемах насущных у нас обязательно ещё будет. Так что с праздником всех вас, земляки! И с предвкушением отведать «перечного десерта» на страницах нашей районки ещё до того, как в очередной раз «гром грянет»…
Будем же жить, работать, творить и править…
В общем будем жить, ребята!
В.Волин
Смотрите в группе http://vkontakte.ru/club18585681/ контакта/
Сначало точно узнайте, как появился город, и кто нашел медно-никелевое оруденение, а уже потом пишите! У вас одни ошибки.