Многих читателей газеты «Печенга» интересует вопрос, как продвигается строительство монастыря в Луостари. Сегодня на вопросы отвечает наместник Трифонов Печенгского мужского монастыря отец Даниил Топоев.
-Отец Даниил, в какой стадии находится строительство монастыря в Луостари?
-Начальная стадия строительства завершается. Нулевой цикл прошли. Выложили фундаменты для храма, корпусов для проживания братии. Они прошли испытания на гидроизоляцию, полностью засыпаны, чтобы начинать ставить срубы. Недавно в Луостари были доставлены два сруба. Из Костомукши — сруб храма из сухого леса. Сделан по нашему проекту, согласуясь с фундаментом, который поставлен на месте бывшего храма.
Теперь, когда выложены фундаменты, завезён лес, работы приняли более интенсивный характер. Остальное будет строиться по ходу: что нужно, то и будем строить. Тем более есть что строить и где строить — площадь 6 га. Начало положено, и хорошее начало.
-Кто вам оказывает помощь?
-В большей степени помогает ОАО «Апатит». Из средств, перечисленных на счёт монастыря, покупается лес, заказывается техника. Есть частные лица из Москвы, которые переводят на банковский счёт монастыря свои пожертвования. Помогает Никельское ДРСУ. По взаимозачету принимает участие в строительстве ОАО «Кольская ГМК». Некоторые предпочитают не афишировать свою помощь, но помогают. Есть люди, которые оказывают помощь своим трудом. Например, прихожанки Свято-Троицкого храма в Заполярном готовят еду для строителей.
-У вас по-прежнему не хватает людей?
-Можно сказать, положение меняется. Есть движение в сторону улучшения. В настоящее время в монастыре два священника и четверо трудников, которые выражают желание остаться. Многих пугают сложные условия. Дело в том, что на территории строящегося монастыря собственный микроклимат — зимние температуры здесь ниже, чем в Печенге и Заполярном. Север остаётся Севером.
На самом строительстве задействованы 14 человек, это люди, работающие и на подворье в Мурманске, и в Луостари. В основном разнорабочие.
Приезжают ещё двое мирян, которые настроены потрудиться на становлении монастыря. Из Костомукши приедут два плотника, которые там храм рубили и уже собирали, остальные будут им помогать.
Надеемся, что храм будет собран к осени, что в следующем году он станет действующим. Встаёт вопрос, где будут жить люди. Когда все утрясётся, дай Бог, переехать на новое место из арендуемого помещения в Печенге. И начнёем обустраиваться…
-Вы уже 10 лет наместник монастыря. Что изменилось в вас? Стал ли Печенгский район вам ближе?
-Мне сложно сказать о внутренних переменах, надо смотреть со стороны. Естественно, что Печенгский район, его история, заботы и люди, его церковная жизнь стали близкими и родными. Мы работаем с военными в Спутнике, в самой Печенге. Когда служу в храмах в Заполярном и Никеле, если священник болеет и я его замещаю, не чувствую себя чужим. Прихожан знаю по именам, они меня тоже. Прижился, прирос к месту. Видяево и Заозёрск также входят в благочиние, мы работаем и в этих населённых пунктах. Зачастую не сам узнаёшь о событиях и проблемах, а тебя находят и говорят о них, зовут в чём-то участвовать. Район и его люди стали для меня неотъемлемой частью жизни.
-Сталкиваетесь ли вы с какими-нибудь препятствиями со стороны светских властей?
-Препятствий развитию церкви нет. Глава администрации Заполярного при встречах всегда говорит, что сам неверующий, но работе храма не препятствует, а в чём-то даже помогает.
-Что-то изменилось в прихожанах, на ваш взгляд, за прошедшие десять лет?
-Изменения есть. Людей в храмах прибавилось. Кто заходил иногда, стал постоянным прихожанином. Появились и новые прихожане. Хороший пример — Заполярный. Здесь причастие детей порой длится дольше, чем причастие взрослых. В общем на месте не стоим, стараемся служить проповедями и своим примером.
-Отец Даниил, иногда люди жалуются, что в храмах говорят: «Ты уже должен это знать. Сам узнавай».
-Первые шаги в храме — самые трудные. Прежде чем прийти на службу, лучше всего взять книжку, которая так и называется: «Первые шаги в храме», и прочитать. Идя в церковь, надо стараться соответствовать её правилам и распорядку. В трудных случаях с вопросами всегда можно приехать в монастырь. Священнослужитель расскажет минимум знаний, необходимый человеку на первых порах. Верующим людям надо помнить, что священники тоже иногда не всё знают, мы тоже постоянно учимся и набираемся опыта.
Я бы посоветовал всем, кто имеет опыт посещения храма, войти в положение новичка в нём. Выслушать как можно внимательнее. Реагировать на вопросы не болезненно, а терпеливо. Господь всю жизнь одно и то же говорил. Всё до человека доходит постепенно. Через терпение приобретаем людей и растём сами. Ведь старцы даже взглядом могли утешить страдающих и страждущих.
Насколько важно приехать всей семьёй в церковь, помолиться, исповедаться, причаститься, побыть наедине с самим собой и Богом, почувствовать себя с Церковью единым организмом. Уйти на время от суеты, услышать, что Бог хочет от тебя. Это как часть неба на земле. Каждому в жизни нужны такие часы и минуты. Об этом говорил и бывший глава района Виктор Маврин, много принявший участия в подготовке строительства монастыря.
-Чем могут помочь в строительстве монастыря люди, живущие в районе?
-Очень многое упирается в финансовые проблемы, поэтому нужны денежные пожертвования. Все они, безусловно, идут на строительство. Мужской труд сейчас тоже нужен, в частности сварщики и другие специалисты. Для этого можно обратиться к старшему на строительстве с предложением: я такой-то специалист, могу поработать неделю-другую… Работы хватит на всех: и для квалифицированных, и для неквалифицированных строителей.
Много сил отнимают хлопоты по поддержанию уже существующих зданий, хозяйства монастыря. На горе Спасительной (вчера туда поднимался) надо обновить крест — укрепить растяжки, из которых осталась только одна, и покрасить — его не красили уже года четыре.
-Что бы вы хотели пожелать жителям района?
-Люди не должны бояться идти в храм… Важно, чтобы приходили и не чувствовали смущения от незнания, приобщались. Детей в храм приносили с рождения, чтобы церковные правила и христианские традиции входили в жизнь человека с пелёнок.
Прошлое ещё над многими довлеет. Пожилые люди приходят в храм и говорят батюшке: вот вы молодой и с Богом, а мы воспитывались без Бога. А ведь многие проблемы именно от того, что люди живут без Бога. Вот, скажем, раньше десятая часть урожая шла церкви. Вот и человеку сегодня надо обязательно уделять какую-то часть времени жизни на поддержание церкви, на приобщение к Богу.
Напоследок я хотел сказать, что сегодня создан организм строительства монастыря: от ОАО «Апатит» до бабушки, жертвующей свои крохи на строительство. И всем нам надо молиться за строителей, создателей храма, благотворителей. Мы как священнослужители будем это делать, сколько будет стоять монастырь.
Беседовала Г. Быстрова