Впервые слово дактилоскопия (в переводе с греческого daktylos — палец и skopeo — смотрю) как метод идентификации человека по отпечаткам пальцев прозвучало в 1877 году из уст Вильяма Гершеля, служившего полицейским чиновником в Индии. Он установил, что папиллярные узоры на руках людей отличаются между собой по особенностям строения и не меняются на протяжении всей жизни.
Уже в 1895 году английский антрополог Френсис Гальтон добился введения дактилоскопии в качестве метода регистрации уголовных преступников в Англии. 13 сентября 1902 года в Великобритании следы пальцев рук с места преступления впервые использованы как доказательство вины по отношению к задержанному Гарри Джексону. В России дактилоскопия применяется с начала XX века.
В связи с многочисленными обращениями полицейских и судебных органов в Центральное дактилоскопическое бюро Главного тюремного управления, начальник управления тайный советник Хрулёв представил министру юстиции доклад по этому поводу. Тот пришёл к выводу о необходимости изучения вопроса и командировал с разрешения Николая II (от 19 июня 1909 года) своего сотрудника Лучинского в Париж и Вену для изучения практики экспертного исследования следов рук.
Вернувшись из командировки в октябре 1909 года, Лучинский представил свои соображения в виде краткого описания основ дактилоскопической экспертизы и практики её применения за рубежом, главным образом в Венском бюро. Ознакомившись с докладом, Хрулёв предложил образовать при Министерстве юстиции особого совещания из чиновников различных ведомств для предварительного обсуждения вопроса об учреждении фотографо-дактилоскопического бюро. Таково было становление практики снятия отпечатков пальцев в России.
В наши дни Федеральный Закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» был принят Государственной думой 3 июля 1998 года, а вступил в силу 1 января 1999 года. Его появление было обусловлено, с одной стороны, обострением проблемы борьбы с преступностью, приобретающей транснациональный характер, а с другой — увеличением числа случаев, когда идентификация требовалась в «мирной», отнюдь не криминальной жизни.
Так, в соответствии со статьёй 6-ой закона дактилоскопическую информацию предполагается использовать не только для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, но и в других случаях. При розыске пропавших без вести, при установлении личности человека по неопознанным трупам, идентификации граждан, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе, а также для подтверждения личности граждан. Согласитесь, беда может случиться с любым из нас, в любое время и даже в любом месте.
Как рассказали нам в отделении УФМС РФ по Мурманской области в Печенгском районе, на сегодняшний день обязательной дактилоскопическая регистрация является для иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание, для граждан России, проходящих службу в армии или соответствующих органах, и, естественно, для тех, кто имел какие-либо трения с законом. Для всех остальных жителей РФ процедура регистрации добровольная. Достаточно прийти в миграционную службу в приёмные часы, заполнить бланк заявления и «откатать пальчики».
Процедура эта недолгая, к тому же в отделении созданы условия для приведения после неё себя в порядок. Особых ограничений не существует. Дактилоскопия недееспособных или ограниченно дееспособных, а также малолетних и несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей: родителей, опекунов и т.д. Единственное, что не предусмотрено в настоящее время — это выезды на дом.
Все данные отправляются в единую базу информационного центра МВД (действующую, кстати, на территории всей страны), они являются строго конфиденциальными, воспользоваться ими могут лишь соответствующие службы: органы внутренних дел, ФСБ, УФМС и МЧС.
О. Погорецкая