В последнее время пешеходные переходы стали, пожалуй, одними из самых опасных мест на дорогах. Поэтому неслучайно в Госдуме недавно приняли поправки в КоАП об ужесточении административных наказаний для водителей, не уступающих гражданам дорогу на пешеходном переходе.
Предполагается, что это позволит улучшить отношения между водителями и пешеходами.
Действительно, проблема водителей и пешеходов в последнее время резко обострилась. В чём причина? По мнению одних, виноваты автовладельцы, игнорирующие пешеходов на «зебре». И если водитель из правого ряда всё-таки остановил машину, чтобы пропустить пешехода, последний зачастую рискует оказаться под колёсами другого авто, проносящегося по левому ряду. Другие, напротив, обвиняют пешеходов, которые нередко перебегают проезжую часть, где им вздумается, несмотря на то, что пешеходный переход находится рядом.
У нас сплошь и рядом встречаются как наглые водители, так и нерадивые пешеходы
Согласно статистике, около половины ДТП с участием пешеходов происходит по вине их самих. Причём наиболее распространённые случаи — это переход улицы в неустановленном месте, переход на красный свет и неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего рядом транспортного средства, ограничивающего обзор.
Правила дорожного движения чётко регламентируют поведение пешеходов на проезжей части: «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров или обочин».
На практике же многие пешеходы бегают по дорогам как зайцы, игнорируя знаки и разметку, нередко «растягиваясь» по ширине дороги на десяток метров. Причём ни ограждения, ни барьеры, установленные дорожными службами, не в состоянии сдержать «безлошадных» граждан, преодолевающих их с лёгкостью горной лани.
Конечно, автомобилисты тоже небезгрешны. Но есть одно важное отличие: находясь на дороге, водитель отвечает за все свои действия. Его даже могут привлечь к уголовной ответственности (по ст.264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»). Если ДТП произошло по вине пьяного водителя, он лишается свободы и права управления транспортным средством на срок до трёх лег (без альтернативы). Если же имеются человеческие жертвы, то срок увеличится с 5 до 7 (если погибший один) и с 7 до 9 (если погибших два и более) лет.
Пешеход же, как правило, не несёт серьёзной ответственности за свои действия. Сегодня, с точки зрения уголовного права, против пешехода направлена только одна статья УК РФ — 268-я. За нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, в случае если его деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, он лишится свободы на срок до трёх лет. Что же касается административной ответственности, то штраф, который может сегодня быть наложен на пешехода, нарушившего ПДД, – 200 руб. К тому же пеший нарушитель не рискует лишиться «пешеходных прав», к примеру, за пересечение двойной сплошной в нетрезвом виде и в неустановленном месте.
Отстоять нарушенные пешими нарушителями права автомобилист может в порядке гражданского судопроизводства, руководствуясь ст. 1064 ГК РФ («Общие основания ответственности за причинение вреда»). Но это может повлечь за собой встречный иск по ст. 1079 ГК РФ («Ответственность за вред, причинённый деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих»).
В большинстве европейских стран закон к пешеходам также более лоялен, чем к водителям автомобилей. В Германии, к примеру, едва пешеход ступит на «зебру», все машины останавливаются и пропускают его. Однако такая высокая водительская культура основана на обоюдном соблюдении правил безопасности. Наших туристов изумляет привычка тамошних жителей переходить даже пустынную трассу исключительно на зелёный свет.
Когда-то Ильф и Петров призывали: «Водитель, люби пешехода!» Однако «любовь» должна быть обоюдной, основанной на взаимопонимании и уважении друг к другу, что явится залогом безопасности на наших дорогах.
ОГИБДД ОВД по Печенгскому району