Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
27.03.2010 Выпуск 2210 | Неопред. | В.Волин
Шаги к роковому исходу (продолжение)

Православный календарь

(продолжение, начало в №20 от 24.03.)

Последнее воскресенье перед Светлым христовым воскресеньем называется вербным воскресеньем. Его общее название – праздник вайи (вайи – пальмовая ветвь). У нас пальмы не растут (не считая, конечно, юга России). Но верба не просто заменитель. В эти весенние дни она, как символ расцвета и обновления природы, напоминает нам о восстановлении человечества в Церкви, следующим вслед за воскрешением Христа.

По христианской градации это двунадесятый (один из 12 главных праздников года) праздник. Он знаменует собой Вход Господень в Иерусалим, событие, произошедшее за пять дней до иудейской Пасхи. Пасха с еврейского pesach значит проходить мимо. Этот праздник отмечался (и отмечается) в Израиле в честь освобождения евреев из египетского рабства. Всегда торжественно. Множество паломников стекалось к этому дню в
Город городов. Сюда после субботней вечери у Симона (см. «П» №20) и отправился из Вифании Иисус, чтобы закрепить публично Своё предназначение. И это было Его…

ТОРЖЕСТВО

Был первый день недели (воскресенье), в которую Иисусу надлежало умереть, 10 нисана или 2 апреля 30 года. Бесчисленное множество богомольцев, стекавшихся на Пасху со всей Иудеи, Идумеи, Галилеи, из-за Иордана и из отдалённых стран, были предуведомлены о присутствии в их среде великого Пророка (такой статус он имел в массах), знали и о последнем Чуде – воскрешении Лазаря, – им совершённом. Так что по дороге из Вифании в Иерусалим к группе Иисуса с учениками и близкими присоединялось всё больше народа, и при подходе к городу это была уже большая процессия. Люди вопреки Его воли упорно видели в Нём Мессию, о котором мечталось, того долгожданного Царя, который избавит их от напастей и принесёт благоденствие (ведь Ему всё подвластно, коль Он творит такие чудеса!).

Пройдя по восточному склону Елеонской горы, они поднялись на её вершину в том месте, где дорога спускается в Кедронскую долину, и увидели священный Город. Иерусалим – голова и сердце народа, средоточие религиозной власти, олицетворяющей Израиля. Тогда он был в расцвете своего величия и в предпраздничном великолепии. А у Иисуса на глазах были слёзы. Он видел его иным: «придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Это случится через сорок лет, когда римляне осадят и разгромят этот город, разрушат Храм, воздвигнув свои языческие капища (на Голгофе, к примеру, это будут храмы Венеры и Юпитера) и начнётся Великое рассеяние народа, периодически сопровождающееся его истреблением (ныне мы называем это холокостом).

С такими вот мыслями, не сходными с приветствиями народа и шумной радостью учеников, совершал Иисус Своё царственное вступление в Иерусалим. Торжественной, но вместе с тем простой и мирной была встреча Его, носившая чисто религиозный характер. И для въезда в город Он избрал не коня, на котором выступает завоеватель после победы над врагом, а восседал на ослике, символизируя тем, что желает царствовать только бесконечным милосердием. Не было воинственного великолепия, мятежных криков против власти. А звучали духовные песни и великое мессианское «Аллилуйя», которому учили детей, дабы приветствовать Сына Давидова, когда Он явится. Народ бросал под ноги Иисусу пальмовые ветви (вот откуда общее название праздника) и простирал свои одежды.

А что же римляне и та воинская когорта, что на всякий случай прибыла на праздничные дни в Иерусалим (уж очень беспокойной была эта римская провинция, а при таком стечении народа можно было ожидать всякого)? А римлян не беспокоил этот мирный и кроткий «их царь», никак не угрожавший могуществу великого Рима. Беспокоило это синедрион…

А шествие между тем направлялось к храму.

ЖЕРТВЕННЫЙ АГНЕЦ

Этот день 10 нисана по Закону посвящался выбору пасхального агнца. И это не просто совпадение. Вступив в дом Отца Своего, Иисус знал, что отныне Он – жертва, предвечно определённая. И в этот раз Он молился перед кровавым жертвенником, огонь которого должен был навсегда погаснуть, и который Ему надлежало заменить Собою.

После молитвы он властительно, как отметил евангелист Марк (11;11), посмотрел окрест. А вокруг было то, что бесчестило Дом молитвы – стада быков, тельцов и овец, поставленных во дворе как в скотобойне, притворы, превращённые в места прогулок, шумные состязания враждовавших между собой религиозных школ. В общем и мягко говоря, безобразие. Сегодня Иисус промолчит. Он будет деятелен на следующий день, когда вернётся сюда…

Вечером Иисус вместе с учениками вышел из храма и отправился в Вифанию, где снова нашёл гостеприимство у друзей. О Его частной жизни в последние часы и ночи «кровавой недели» нам ничего неизвестно. Впрочем, мы многого не знаем о Его земной жизни… Видимо, в этом свой Божий промысел. Ну а то, что известно о днях страстной седмицы – это тема отдельного разговора.

***

Вербное воскресенье (нынче – 28 марта) выпадает на дни Великого поста, которому христиане следуют, готовясь к своему христианскому празднику Пасхи (в отличие от иудейской её начинают праздновать с воскресенья – Светлого Христова воскресенья, – которое в этом году будет 4 апреля). Но в «праздник вербы» помимо торжественных богослужений в храмах допускаются послабления за праздничным столом в виде рыбы и вина. В этом, пожалуй, единственное отличие этого дня от других дней поста.

Дни недели, когда Иисусу надлежит погибнуть, мы называем страстной седмицей. Это дни особо строгого поста. Начавшись с вербного воскресенья, они продлятся по субботу включительно. Каждый из этих дней имеет свою историю, свою значимость и по праву называется Великим.
В Константинопольских цервах в эти дни по установленному правилу покрываются чёрной материей весь иконостас, все киоты, подсвечники, люстры, паникадила и архиерейская кафедра, так что нигде не видно ни золота, ни иного чего блестящего.

А подробней мы поговорим в следующий раз.


В. Волин


КОММЕНТАРИИ (1)
31.03.2010 16:48 Денис Никель
Вторая историческая моя ремарка за сегодняшний день: рассеяние евреев пошло не с римлян, а с вавилонского плена. А десять колен израилевых исчезли, депортированные из Палестины ассирийцами, еще даже до Вавилона
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru