Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
06.03.2010 Выпуск 2204 | Печенгский район | В.Волин
Ох уж эти женщины!..

8 марта принято именовать как Международный женский день. Нередко можно услышать, что это традиционный женский праздник. Но за таким определением стоит либо незнание существа вопроса, либо лукавство, присущее торговому люду, для которых эта дата – стимул и повод увеличить рейтинг продаж. Между тем, если уж говорить о традициях, то в христианской Руси была, да и остаётся поныне, другая женская дата. Это неделя жён-мироносиц, третий воскресный день по Пасхе, считая от Светлого Христова воскресенья.

К слову сказать, таких послепасхальных воскресных дней (недель) насчитывается семь (до дня Пятидесятницы), и у каждого дня есть своё собственное название и своя смысловая нагрузка. Учитывая, что дата Пасхалии изменчива год от года, то и чествование жён-мироносиц (а по ним – и всех женщин) ежегодно разнится. В этом году, к примеру, исходя из того, что Пасха «выпадает» на 4 апреля (сиречь, Светлое Христово воскресенье), то и «женский день» наступит, соответственно, 18 апреля. (Тоже, заметим, день весенний.) И вот это действительно традиция!

Забывать которую нам не след.

Кстати, в отношении жён-мироносиц. Согласно Евангелия таковых было семь женщин, которым по воскрешении Иисус явился первым. Именно они стали первыми зримыми свидетельницами чуда (а как ещё это было назвать? чудо и есть, вслед за воскрешением Лазаря, что Иисус сделал неделей ранее). Напомним себе имена этих самоотверженных женщин. Итак, их было семеро, тех, кто оказывал поддержку и окружал заботой Учителя и двенадцать его учеников во все три года их странствий и миссионерской деятельности. Они были свидетелями Его триумфа, Его поругания, распятия и смерти. И вот теперь стали первыми свидетелями Его воскрешения, возвращения Его в новой ипостаси, как всевластного Сына Божьего! Своим свидетельством они как бы отринули довлеющий до сего времени над женщинами первородный грех Евы. Вот их имена: 1) Мария Магдалина (самая, пожалуй, что «на слуху»), 2) Мария Клеопова, 3) Саломия, 4) Иоанна, 5) Марфа и 6) Мария (это сёстры того самого воскрешённого Лазаря, который в своей «второй жизни» проживёт ещё тридцать лет, став епископом христианской общины на Кипре), и 7) Сусанна. Вот женщины, которые не только устраивали земной быт Богочеловеку и Его ученикам, будущим апостолам, но и как сказано в евангельских чтениях «вносили посильную лепту от имений своих» (и то верно, ведь не хлебом единым…).

Ну а что же 8 Марта? А вот «точкой отсчёта» этого «благоприобретённого» праздника принято считать 2-ю Международную конференцию социалисток, что состоялась в 1910 году в Копенгагене, и одним из решений которой и было установление такого праздника как Международный женский день (и даже как-то немного странно, что революционерки «скромно» ограничились термином «международный», хотя вполне могли определить его всемирным — почему бы и нет, собственно, ведь идея мировой революции уже будоражила вспыльчивые революционные умы?). Так что, в этом году исполняется 100-летняя годовщина этого праздника!

Почему выбрали именно день 8 марта? Дело в том, что инициатором праздника выступила Клара Цеткин. Был ли это «зов памяти» из далёкого детства (в эти дни отмечается еврейский праздник Пурим) или иные были к тому причины, неведомо. Впрочем, об этом постоянные читатели «Печенги» уже имели возможность прочитать более подробно на страницах нашей газеты. А потому, сегодня мы не будем повторяться. Вспомним лишь (в качестве параллели), что История любит подшутить. С 1914 года на какое-то время было не до «бабьих претензий». Весной того года ещё не прогремел выстрел в Сараево, но в воздухе явственно пахло порохом. Потом началась Вторая отечественная (как она у нас попервоначалу называлась) война, названная позже Первой мировой. В 1917 году именно с 7 до 11 марта (по новому, тогда европейскому стилю) прошла Февральская революция (в России ещё был февраль, 23-27-е). Ну а потом были Октябрьский переворот, гражданская междоусобица… Одним словом, было «не до баб». Нет, конечно, до них дело было всегда, вопреки и не взирая. Но что касается отдельного празднования, то было не до того…

Правда, не смотря на международный замах, праздник как-то с трудом приживался в Европе, не говоря уж об Америке. Опять же, у каждого народа были свои традиционные «женские дни». Вот и в России он первый раз был отмечен только в 1913 году в Санкт-Петербурге. И первое (и последнее в империи) празднование прошло у нас под лозунгом борьбы «за экономическое и политическое раскрепощение женщин». Такой социальный окрас будет присущ этому празднику и впредь.

В 1924 году в связи со смертью «вождя мирового пролетариата» было, понятное дело, не до празднества.

С образованием СССР, что нашло отражение в Большой советской энциклопедии (т. 27, стр. 36), «Великая октябрьская социалистическая революция, уравнявшая трудящуюся женщину СССР в правах с мужчиной, впервые в истории человечества разрешила женский вопрос». Казалось бы, противоречий не стало. Но новый праздник остался. Более того, с «отменой Бога» (значит, «забытьём» и дня жён-мироносиц) он как социальный фактор был необходим! И «отец всех народов» поставил новую стратегическую задачу – «выковать из женского трудового резерва армию работниц и крестьянок, действующих бок о бок с великой армией пролетариата» (БСЭ, 2-е изд. т.16, стр.65). И ковали, ещё как ковали! В годы Второй мировой мартовская дата закономерно «оделась в военную форму». Впрочем, все эти воспоминания вряд ли придают праздничности этому дню…

А вот особую праздничность он приобрёл 8 мая 1965 года, когда указом Президиума Верховного Совета день 8 марта объявили нерабочим. Так что, с 1966 года это стало полноценной «красной датой календаря».

Год 1991-й. С развалом империи, имевшей аббревиатуру «СССР», и «самоопределением» России президент подтвердил указом статус этого праздника («Бога ещё не вспомнили»). Правда, многие бывшие союзные республики, обретя самостоятельность, утвердили свои исконно-народные женские праздники типа Дня Матери. Но это уже лишь с тем, чтобы даже в этом проявить свою «самостийность». Ну а у России всегда была «своя особенная стать»…

Сегодня, в XXI веке, в 100-летнюю годовщину «женского праздника» сильный и слабый пол мало посещают «политические претензии». Да и смешно об этом говорить, если уж в той же «буржуазной Великобритании» царствует женщина! Большинство россиян, находящихся за чертой бедности, плавно переходящей в зыбучесть нищеты, посещают другие проблемы, что-то типа «чтобы покушать». Впрочем, это тоже не в «праздничную кассу»…

А в праздник (пусть и небольшая, но всё же традиция!) остаются конфеты, букеты (дальше воображение и кошелёк мужчин как-то слабо двигаются). И бесплатно (но дорогого стоит!) остаётся внимание к вам, дорогие и любимые женщины, на которое в повседневности так скупы мы, мужчины!..


В. Волин


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru